Почему «умирают» автомобильные аккумуляторы?
Стиль и характер вождения, а не дефект аккумулятора зачастую является причиной его раннего отказа. Немецкий производитель автомобилей премиального класса сообщает, что 50% автомобильных аккумуляторов возвращенных по гарантии полностью работоспособны и не имеют никаких производственных дефектов. Недозаряд и неоптимальная температура эксплуатации, — вот наиболее распространенные причины отказа батарей. Автопроизводитель заявляет, что данная проблема наиболее актуальна для автомобилей повышенной комфортности.
Неисправности аккумуляторных батарей
Особенно сильно на техническом состоянии аккумуляторных батарей сказываются загрязнение электролита, работа и хранение при повышенной температуре электролита и низком его уровне, нарушение режимов заряда, заливка электролита повышенной плотности (это особенно часто бывает, если вместо дистиллированной воды для доводки уровня добавляют в аккумуляторы электролит). Перечисленные причины вызывают такие наиболее часто наблюдающиеся опасные неисправности батарей, как коррозия решеток положительных пластин, повышенный саморазряд, короткое замыкание разноименных пластин и сульфатация пластин. Kромe того, в процессе эксплуатации батарей происходят окисление полюсных штырей и наконечников, а также появление трещин в баке и крышках, вызывающих подтекание электролита.
Саморазряд аккумуляторной батареи при ее эксплуатации и хранении возникает вследствие образования в активной массе пластин местных токов. Местные токи появляются за счет возникновения электродвижущей силы между окислами активной массы и решеткой пластин. Кроме того, при длительном хранении электролит в аккумуляторе отстаивается и плотность электролита в нижних слоях становится больше, чем в верхних. Это приводит к появлению разности потенциалов и возникновению уравнительных токов на поверхности пластин. Нормальный саморазряд исправной батареи составляет 1-2% в сутки. Причинами повышенного саморазряда могут быть: загрязнение поверхности батареи, применение для доливки обычной (не дистиллированной) воды, содержащей щелочи и соли, попадание внутрь аккумуляторов металлических частиц и других веществ, способствующих образованию гальванических пар. Для устранения неисправности следует протереть поверхность батареи или заменить электролит, промыв внутреннюю поверхность бака.
Признаками короткого замыкания внутри аккумулятора являются «кипение» электролита и резкое падение напряжения; чаще всего оно вызывается осыпанием активной массы и разрушением сепараторов.
Сульфатация пластин заключается в том, что на пластинах образуется крупнокристаллический сернокислый свинец в виде белого налета. При этом увеличивается внутренне сопротивление аккумуляторов. Крупные кристаллы сульфата свинца закрывают поры активной массы, препятствуя проникновению электролита и формированию активной массы при заряде. Вследствие этого активная поверхность пластин уменьшается, вызывая снижение емкости батареи. Признаком сульфатации пластин является то, что при заряде батареи быстро повышаются напряжение и температура электролита и происходит бурное газовыделение (кипение), а плотность электролита повышается незначительно. При последующем разряде и особенно при включении стартера батарея быстро разряжается из-за малой емкости. Основные причины, вызывающие сульфатацию: разряд батареи ниже 10,2 В, оголение пластин вследствие понижения уровня электролита, длительное хранение батареи без подзарядки (особенно разряженной), большая плотность электролита, продолжительное пользование стартером при пуске.
Небольшая сульфатация пластин может быть устранена проведением одного или нескольких циклов «заряд — разряд». Для этого аккумуляторную батарею необходимо полностью зарядить и довести плотность электролита в ней до нормальной величины (1.285 см?) путем доливания электролита плотностью 1,4 г/см? или дистиллированной воды. Затем разрядить батарею через лампу током силой 4-5 А до напряжения 10,2 В. Окисление полюсных штырей приводит к увеличению сопротивления во внешней цепи и даже к прекращению тока. Для устранения неисправности нужно снять со штырей наконечники проводов (клеммы), зачистить штыри и клеммы и укрепить последние на штырях. После этого штыри и клеммы снаружи надо смазать тонким слоем технического вазелина.
Подтекание электролита через трещины бака обнаруживают осмотром. При вынужденной временной эксплуатации батареи с этой неисправностью необходимо периодически добавлять в неисправное отделение бака электролит, а не дистиллированную воду.
Техническое обслуживание и срок службы аккумуляторной батареи
В зависимости от режима эксплуатации и качества обслуживания батареи срок службы их составляет от 2-х до 10 лет. Для увеличения срока службы их нужно поддерживать в чистоте и заряженном состоянии. Во время заряда в результате химической реакции выделяются газы, значительно повышающие давление внутри аккумуляторов. Поэтому вентиляционные отверстия в пробках нужно постоянно прочищать топкой проволокой. Учитывая, что при работе батареи образуется гремучий газ (смесь водорода с кислородом), нельзя осматривать батарею с открытым огнем во избежание взрыва.
Периодически необходимо зачищать штыри и клеммы проводов. Через 10 тыс. км пробега проверять уровень электролита через заливные отверстия аккумуляторов. При понижении уровня следует долить дистиллированную воду, а не электролит, так как в процессе работы батареи вода в электролите разлагается и испаряется, а кислота остается.
Периодически проверяют плотность электролита с целью определения степени заряженности аккумуляторной батареи. Для этого наконечник ареометра опускают в наливное отверстие аккумулятора, засасывают электролит с помощью резиновой груши и по делениям поплавка ареометра, определяют величину плотности электролита.
Глубокий разряд и длительное пребывание в таком состоянии, а также опасное снижение уровня электролита приводят к необратимой сульфатации. Опасен также перезаряд, что может привести к выкипанию воды и деформации пластин.
По возможности исключите перегрузку батареи, особенно при зимнем запуске двигателя. Включайте стартер с некоторыми промежутками, давая аккумулятору немного «отдохнуть». Если после двух-трех попыток длительностью до 10 секунд двигатель не запустился, ищите причину проблемы, а не «убивайте» полностью АКБ. В момент пуска желательно выключить сцепление, освободив таким образом стартер от ненужного вращения валов и шестерен КПП с ее холодным вязким маслом. Зимой полезно прикрыть аккумулятор теплосберегающим чехлом, к тому же летом перегрев батареи недопустим. Поэтому автопроизводители используют всесезонные — негерметичные чехлы типа SHUBA. Такая конструкция термочехла обеспечивает защиту АКБ от быстрого остывания и перегрева, да и взрывобезопасность не пострадает:
Если нет штатного вольтметра, установите простой индикатор повышенного и пониженного напряжения в бортовой сети. Избегайте короткого замыкания клемм батареи.
В случае понижения уровня электролита доливайте только дистиллированную воду.
Для длительного хранения АКБ в зимнее время ее нужно снять с автомобиля, полностью зарядить и хранить в сухом месте при температуре не выше 0° С и не ниже -30° С, имея в виду, что чем ниже температура электролита, тем меньше саморазряд. Через каждые три месяца батарею необходимо подзаряжать для восстановления емкости, потерянной при саморазряде. При хранении батареи непосредственно на автомобиле необходимо отсоединить провода от полюсных штырей (если отсутствует специальный выключатель). Следует помнить, что температура замерзания электролита плотностью 1,1 г/см? минус 7° С, плотностью 1,22 г/см? минут 37° С и плотностью 1,31 г/см? минус 56° С.
9 способов прикончить аккумуляторную батарею
Ну и на конец для тех, кто не хочет, что бы аккумулятор служил долго верой и правдой способы убить батарею.
1 способ: заряд током чрезмерно большой силы, превышающий нормальный в несколько раз. От большого тока электролит перегревается, электроды коробятся, разрушаются сепараторы, осыпается активная масса и т. п. Такого эффекта обычно можно добиться при форсированных режимах заряда с использованием мощных зарядных устройств при неконтролируемом заряде.
2 способ: запредельный разряд стартерными токами до такой степени, что якорь стартера перестает проворачиваться. Такие глубокие разряды приводят к тому, что пластины очень быстро коробятся, осыпаются и батарея выходит из строя.
3 способ: не проявлять внимания к уровню напряжения бортовой сети. Заниженное напряжение приведет к тому, что батарея медленно, но уверено умрет. При постоянной разряженности понижается плотность электролита, а это ведет к снижению основных характеристик аккумулятора.
4 способ: повышенное напряжение автомобиля приведет к систематическому перезаряду, снизится уровень электролита, повысится его плотность. В этом случае сульфатация электродов обеспечена, обнаженные электроды быстро корродируют, активная масса набухает, выкрашивается, осыпается. Батарея быстро снижает емкость, электролит становится мутным. Аккумулятор приходит в негодность.
5 способ: загрязнение электролита посторонними веществами. То есть ни при каких обстоятельствах не протирайте батарею чистой тряпкой, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды.
6 способ: добавляйте в электролит не дистиллированную воду, а просто чистую. Электроды выходят из строя, а батарея благополучно прекратила свою службу.
7 способ: перегрев батареи. При повышении температуры электролита выше +35° С активизируются процессы износа электродов, а если температура повышается еще больше, то ресурс аккумулятора сокращается очень быстро.
8 способ: заморозить вашу батарею на морозе, но перед этим разрядить стартером до предела или залить воду и не дать размешаться с электролитом.
9 способ: короткое замыкание может вывести аккумулятор полностью, если вы неосторожно работаете с инструментом.
Алекс #
Очень полезная статья. Я думаю, что будет полезной для многих. В от еще статья о размерах АКБ,https://skat-ups.ru/articles/razmery-avtomobilnyh-akkumulyatorov если нужно будет заменить импортный.
Pavel #
Интересно, что меряет кислотомер и аэрометр в данной статье. Наверное, насколько аккумулятору кисло / хватает воздуха…
BATTMAN #
Верно подмечено 😉 Издержки перевода, однако.
admin #
Спасибо, поправили.
charred #
Карикатуры зачётные!
Левитин Михаил #
А дельное в статье прежде всего то, что действительно- подавляющее кол-во проблем с АКБ связано не с дефектами изготовления, а с дефектами эксплуатации (вольными или невольными). Под этим подписываюсь много раз!
Алексей #
Совершенно верно.
Левитин Михаил #
Статья в принципе хорошая, дельная, за мелкими исключениями типа «саморазряд 1-2% в день!- кальциевые АКБ имеют гарантийный срок хранения 12-18мес, при этом плотность эл-та понижается примерно до 1,20, а это разряд на 50%, так это за год!!!. Сульфатация, как вид эксплуатационного дефекта в наше время неактуальна, т.к. активно этот процесс идет в присутствии в электролите органики (в 50 годы сепараторы были из высушенного шпона!, сейчас это пористый полиэтилен). Ну, и про «шубу» Алексей влепил просто в «десятку». На самом деле такие автопроизводители действительно есть (к счастью, немного), но резонов установки этих чехлов с точки зрения термодинамики действительно нет. Более того, утром АКБ в шубе будет дольше прогреваться от двигателя, а за ночь стоянки действительно примет температуру окружающего воздуха, так что пользы не усматриваю, а небольшой вред- налицо!
charred #
автопроизводителяи ставят термочехлы по-моему для круглогодичного использования, чтобы защитить аккумулятор не столько от переохлаждения, сколько от перегрева ИМХО перегрев аккумулятору даже более вреден чем переохлаждения 🙂
Алексей #
>> «автопроизводители используют всесезонные — негерметичные чехлы типа SHUBA»
Любопытно было бы узнать примеры таких автопроизводителей. Но автор застенчиво умолчал.
Достали уже пропагандисты всяких дешевых приблуд — лекарств от всех болезней, себестоимость которых три копейки, но которые пытаются продать публике задорого. Основные проблемы с запуском происходят утром зимой при низких температурах. Но за 8-10 часов стояния автомобиля на улице зимней ночью температура внутри него при любых «шубах» опустится до уровня окружающего воздуха.
BATTMAN #
Алексей, почему же скромно умолчали? Просто статья не только о шубах. Подробно можно почитать о них на сайте —http://www.shuba.pro
Данные термочехлы производятся в Корее и поставляются на все корейские конвейера, в т.ч. GM, TOYOTA, NISSAN, SUBARU, HYUNDAI, KIA, GM DAEWOO.
Похожие чехлы идут с конвейеров всех японских производителей из Японии и США. Европейские производители тоже ставят защиту АКБ в различных исполнениях (пластиковые корпуса, кожухи и т.п.).
Конечно, установка термочехла — не панацея от всех болезней, но то что от нее есть толк — это 100% факт. Иначе не понятно зачем это все вышеуказанные уважаемые производители удорожают свои авто бесполезными, по вашему мнению, деталями.
Алексей #
Уважаемый, вы как-то, невзначай, стираете разницу между «термочехлом» и обычным пластиковым корпусом.
Корпус для установки компонента внутрь или кожух для прикрывания этого компонента — это средство уберечь предмет от пыли и/или случайных повреждений.
Боюсь, что вы передергиваете, ибо нельзя не понимать разницы.
Дайте конкретные ответы на простые вопросы:
1- В каких моделях каких марок «термочехлы» ставят на конвейерах? Вы перечислили много марок. Обозначьте, пожалуйста, конкретно.
2- Объясните, каким образом «термочехол» практически поможет уберечь батарею от охлаждения за 10 часов зимней ночной стоянки на морозе?
10 часов — обычной интервал между приездом человека домой в 8 вечера после работы и выездом в 6 утра следующего дня.
Про короткие остановки в процессе езды днем не интересно: тепло от двигателя не позволить батарее остыть до забортной температуры в течение 2-3 часов.
BATTMAN #
«средство уберечь предмет от пыли и/или случайных повреждений» звучит по отношению к чехлу, как минимум, некорректно. От пыли все равно он не защитит, от повреждений ударопрочный сополимерный корпус чехлом смысла уберегать тоже нет. Скорее чехол повредится, чем сам корпус.
Моделей множество. Из того что есть под рукой, — фотографии из автосалона SUBARU, модели Outback и Forester. Могу скинуть, если напишите свой email. У меня у самого пришла Toyota Sequoia из США с таким же чехлом. Если хотите еще примеров, сходите в автосалоны или просто почитайте форумы в сети. Вообще странно, что нужно доказывать очевидные вещи человеку из профессиональной сферы.
Что касается принципа его действия, то тут все просто — работает «эффект термоса», — точно также как при строительстве дома его стены покрывают теплоизоляцией, так и здесь стенки аккумулятора прикрываются термочехлом.
В результате внутри теплее зимой и прохладней летом. Работая в более близком к оптимальному диапазону температур (оптимум для АКБ +25С), аккумулятор находится в более «бодром» состоянии, требует меньшего обслуживания и в итоге живет дольше.
Эффект от термочехла — кумулятивный, т.е. он проявляется, если акб постоянно круглогодично защищен, а не так что «завтра мороз, надену на ночь шубу и буду спать спокойно».
Алексей #
Уважаемый, вы не уклоняйтесь от предмета спора, пожалуйста.
1- Вы написали (не я, а вы): «поставляются на все корейские конвейера, в т.ч. GM, TOYOTA, NISSAN, SUBARU, HYUNDAI, KIA, GM DAEWOO. »
Теперь выясняется, что на самом деле вы не можете подтвердить свое заявление фактами.
Не говоря о том, что вряд ли можно утверждать, что конвейеры Toyota, Nissan, Subaru относятся к числу «в том числе корейских».
Кстати, вы уверены, что «конвейер Daewoo» до сих пор есть в Корее?
2- Эффект термоса — это эффект снижения зависимости температуры хранимого материала от температуры окружающей среды за счет термоизоляции хранимого материала. Термос не поддерживает постоянную температуру хранимого материала, со временем хранимый материал остывает/нагревается до температуры окружающей среды.http://www.shuba.pro написан рекламный текст типа «получите дополнительную уверенность» и «избавитесь от неприятностей «. А также «спасает аккумулятор от низких температур зимы и замерзания при разряде», что не стыкуется со здравым смыслом.
На сайте
Еще раз: каким образом «термочехол» практически может «спасти аккумулятор от замерзания при разряде» за 10 часов зимней ночной стоянки на морозе?
P.S. Лучше все-таки писать «поставляются на конвейерЫ», а не «поставляются на конвейерА».
admin #
Алексей, а в чем собственно предмет спора?
В том что шубы поставляются на конвейерЫ (огромное спасибо за проверку орфографии) автозаводов? Так здесь просто не о чем спорить, нужно просто взять и проверить.
Или в том что любой теплоизолятор снижает скорость изменения температуры изолируемого объекта до температуры окружающей среды? Так это вам школьный курс физики нужно почитать.
P.S. А может еще поспорим о том, как правильно должен быть донесен до покупателя материал на промо-сайтеhttp://www.shuba.pro?
Сергей #
Я профи. Спор ни о чём. Термосейф безусловно полезен. Для admin#, удивляюсь Вашей корректности, это дорогого стоит. Просто есть люди вступающие в спор по принуипу УНП (усеруся, но не покорюся), это такой психотип энергетических вампиров.
С уважением
charred #
написано же GM DAEWOO