Как автосалоны разводят покупателей
При покупке нового автомобиля из салона немаловажную роль для автомобилиста играет гарантия. Ведь в случае чего автомобиль можно и отремонтировать бесплатно, и заменить какую-либо деталь.
Получить гарантию просто — купи автомобиль без пробега в автосалоне, и дело, как говорится, в шляпе. Однако, оказалось, и лишиться гарантии тоже нетрудно. Для этого достаточно, например, всего-навсего установить сигнализацию, но не у продавца машины, а в другом месте.
Не наш сервис — нет гарантии
«Информ Полис» решил выяснить, так ли все печально на самом деле. Под видом потенциальных покупателей мы обзвонили несколько крупных и известных в Улан-Удэ автосалонов и везде услышали практически один и тот же ответ:
—?Если вы установите автосигнализацию не в нашем сервисе, то лишитесь гарантии, — говорили непреклонные менеджеры.
Правда, в автосалоне «Стрела» нас порадовали хотя бы тем, что установка сигнализации в их сервисном центре стоит не дороже, чем где-либо в другом месте.
Ценами других автопродавцов мы не интересовались. Понятно, что прайс на установку «сигналки» в сервисных центрах при улан-удэнских автосалонах средний по городу.
В ряде салонов нам предложили широкий выбор самих средств защиты автомобиля, а где-то великодушно разрешили привезти свою автосигнализацию, купленную в другом месте.
—?Купить сигнализацию вы можете где угодно, но если установите не у нас, то потеряете гарантию, — убеждали нас менеджеры. — Приезжайте в наш сервисный центр, вам все поставят.
Проконсультировавшись с юристами, журналисты «Информ Полиса» выяснили, что такая практика — чистой воды навязывание дополнительной услуги, что, кстати, преследуется законом.
—?Получается, что человек купил в салоне машину, а ему навязывают ее обслуживание, и это касается не только автосигнализаций, но и других опций: замены масла, аккумулятора, резины и так далее, — высказал «Информ Полису» свое мнение специалист одной из улан-удэнских фирм по установке автосигнализаций, пожелавший остаться неизвестным. — Салону, конечно, выгодно и удобно заставлять покупателей обслуживать автомобиль именно в их сервисном центре. Во-первых, идут продажи, а во-вторых, в случае поломки установщику не придется разбираться в чужой работе.
«Чудо-сервис» противоречит закону
Почитав действующее в стране законодательство и покопавшись в Интернете, нам удалось выяснить, что в России нет закона, который запрещает владельцам транспортных средств устанавливать на авто дополнительное оборудование, не влияющее на обеспечение безопасности дорожного движения.
Как правило, при продаже автомобиля покупатель заключает с автосалоном договор за подписью двух сторон: своей собственной и организации-продавца машины.
Иногда в договоре может быть указан прямой запрет на установку дополнительного оборудования, в том числе автосигнализаций, «в стороннем сервисе».
Однако же этот пункт, равно как и условия гарантийного обслуживания, обязывающий вас покупать и устанавливать что-либо только в сервисе автосалона, в суде будет признан ничтожным.
Если считать в целом по России, то покупателей таким образом «разводят» в каждом втором автосалоне. Если же брать в расчет Бурятию, то в каждом. Даже при покупке машины за наличный расчет продавцы не стесняются и говорят покупателю, что за установку сигнализации, музыки, резины, защиты картера и других опций не в сервисе автосалона машину просто снимут с гарантии.
При этом закон игнорирует не фирма-производитель автомобиля в лице уважаемой компании с мировым именем, а всего лишь посредник в лице автосалона.
Народ пугают фикцией
Если внимательно изучить законодательство, то без труда можно понять, что на приобретаемый вами автомобиль могут устанавливаться два вида гарантии — гарантия автосалона и гарантия по закону.
Причем установление гарантийного срока автосалоном не является обязательным — оно может быть прописано в заключаемом договоре купли-продажи.
Что касается гарантии по закону, то она остается у потребителя независимо от подписываемого договора и будет действовать в течение двух лет после покупки автомобиля.
В течение этого срока, согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 477 Гражданского кодекса России, потребитель имеет полное право требовать ремонта в случае обнаружения в автомобиле недостатков.
Получается, что все угрозы продавцов о потере гарантии — фикция. Гарантию на машину дает завод-изготовитель, а не автосалон, даже если он и является дилером. По закону дилер — это всего лишь уполномоченное юридическое лицо, авторизованное заводом на обслуживание автомобилей своей марки.
Что же им сказать?
Как бороться с таким несправедливым положением дел? Что делать, если угрозы лишения гарантии начались еще до того, как вы перечислили автосалону деньги за автомобиль?
Во-первых, не паниковать и не устраивать истерик. А во-вторых, помнить, что вы человек свободный и никто не имеет права вам что-то навязывать. Ну и, в-третьих, конечно, помнить, что закон на вашей стороне.
—?Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает прямой запрет на навязывание или обусловливание любых дополнительных услуг, — сообщил «Информ Полису» адвокат Станислав Эрдынеев.
Он посоветовал покупателям требовать у представителей автосалонов выносить отказ от гарантийных обязательств не в устной, а в письменной форме.
—?Подобные нарушения пресекаются отделом по защите прав потребителей Роспотребнадзора, — говорит Станислав Эрдынеев. — В случае, если автосалон шантажирует вас лишением гарантии, можно смело обращаться туда с жалобой.
Выдержка из статьи 16 Федерального закона «О защите прав потребителей»:
«…Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)… Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными».
battery-industry.ru — Отраслевой Аккумуляторный Портал
Автор: Аревик Сафарян