Ветряные установки крутятся в России вхолостую
Оборонные предприятия Урала принялись осваивать производство ветряных энергетических установок. Менеджеры надеются на устойчивый спрос населения и государственные субсидии, а эксперты утверждают, что перспективы есть только у крупных ветростанций. Как выяснили обозреватели «РусБизнесНьюс», пока в России есть газ, правительственные чиновники на ветер обращать внимание не будут.
ОАО «Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. академика В.П.Макеева» (Челябинская область) и ФГУП «НПО автоматики им. академика Н.А.Семихатова» (Екатеринбург) решили поучаствовать в программе по повышению эффективности экономики России. Предприятия предлагают сокращать энергоемкость и улучшать экологию за счет ветряных электростанций различной мощности. Ракетчики наладили производство установок небольшой мощности, которые пользуются спросом у владельцев загородных домов в США, Таиланде, Южной Корее. Екатеринбуржцы еще работают над конструкцией и параметрами ветростанции, пытаясь сделать ее доступной по цене для российского рынка.
По словам разработчика станции Владимира Кривосицкого, ГРЦ имеет около 1000 заказов на установку, чья стоимость колеблется от 500 тысяч до 5 миллионов рублей. Он полагает, что при серийном производстве предприятию по силам продавать до 1 000 станций в год. Начальник лаборатории НПО автоматики Владимир Тимофеев рассчитывает на субсидии со стороны государства — если, конечно, предприятие добьется хорошего коэффициента «цена — технические параметры ветростанции».
Чиновники, однако, относятся к новому направлению в энергетике очень осторожно. Начальник управления промышленности и оборонного комплекса министерства промышленности Челябинской области Владимир Сурнин сказал, что ветряками его ведомство не занимается: «В свое время наше министерство лишь активно помогало ГРЦ «засветить» разработки, в том числе на уровне Минэнерго РФ. Но внедрять такие установки на Южном Урале желающих не нашлось. Были попытки договориться с региональным Минсельхозом о том, чтобы поспособствовать селянам в приобретении ветряков. Но министерство особого энтузиазма не проявило: в бюджете нет денег».
Начальник отдела коммунальной энергетики Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Виктор Ротарь пояснил «РусБизнесНьюс», что в региональных планах по использованию возобновляемых источников энергии про ветряные установки ничего не говорится. Чиновник вспомнил, что пару лет назад на Южный Урал приезжали московские инвесторы, которые долго искали подходящие площадки для размещения ветряных установок. Однако в большинстве случаев силы ветра не хватало для их запуска. В итоге выбрали лишь одно место — гору Таганай в районе Златоуста, но когда все посчитали, поняли, что размещать там ветряк слишком затратно. Позднее ГРЦ разработал более мощные ветроустановки, рассчитанные на меньшую силу ветра, но В.Ротарь не уверен, что их надо повсеместно внедрять: «Нужно смотреть, насколько целесообразно заменять существующие традиционные мощности на ветряные. Может быть, есть смысл устанавливать их в новых коттеджных поселках. Но мы такие расчеты не проводили».
Руководитель центра возобновляемых источников энергии Александр Попов соглашается, что ветряк целесообразнее всего использовать в частном доме. Плюс установки в ее долговечности и неприхотливости. Минус заключается в том, что на Урале ветряк практически нельзя использовать без дизель-генератора, поскольку нет ветра нужной скорости. Даже на горе Качканар, где сила ветра составляет порядка 5-7 метров в секунду, чего достаточно для работы станции мощностью 100 КВт, в сильные морозы наступает затишье. Поэтому приходится нести дополнительные затраты на дизель и топливо для него. Расчеты показали, что топлива тратится примерно на треть меньше, чем при использовании лишь одной дизельной установки, но сроки окупаемости комплексной станции все-таки очень большие. На горе Качканар, где ветростанцию эксплуатируют монахи, доставляющие топливо в канистрах, окупаемость установки составляет 3-4 года, а в других местах — 10-12 лет.
По мнению А.Попова, не очень выгодно приобретать ветряк и для коттеджа. Его, конечно, можно использовать для подзарядки аккумуляторов, которые позволят слушать радио и смотреть телевизор, но цена говорит не в его пользу. Стоимость установки определяется из расчета 2 доллара за 1 ватт установленной мощности, то есть загородному дому, потребляющему 4 КВт, ветряк обойдется в 240 тысяч рублей. Бензиновую генераторную установку, произведенную в Японии, можно купить, утверждает эксперт, всего за 48 тысяч рублей. Очевидно, что при средней скорости ветра 2-3 метра в секунду ветряк за всю свою жизнь не сможет покрыть разницу в цене.
Заведующий кафедрой атомной энергетики Уральского государственного технического университета Сергей Щеклеин считает, что Россия должна пойти по пути Соединенных Штатов, которые устанавливают в ветреных местах большие электростанции и тянут провода туда, где живут люди. Себестоимость энергии получается ниже, чем на гидроэлектростанциях. В России, полагает эксперт, промышленные ветроустановки лучше всего размещать на границе море-суша, то есть на Камчатке, Кольском полуострове и на всем побережье вдоль европейской части страны.
В свое время в СССР пытались развивать ветряную энергетику, но потом решили возводить гигантские гидростанции. Время показало, что это было не лучшее решение. Эксперты убеждены, что мощные ветряки с меньшими рисками смогли бы поддерживать энергобаланс, выдавая в единую сеть достаточное количество дешевой электроэнергии. Сегодня, полагает С.Щеклеин, развиваться ветряной энергетике мешает углеводородное сырье, и было бы замечательно, если бы российские инженеры использовали нефтяную паузу для отработки технологий в сфере возобновляемой энергетики: «Мы все равно придем к тому, от чего ушли».
Российские специалисты используют паузу весьма специфически. Главный инженер ОАО «Инженерный центр энергетики Урала» Петр Пивник рассказал «РусБизнесНьюс», что несколько лет назад по заказу РАО «ЕЭС России» был разработан проект и изготовлена электронная модель ветродизеля с накопителем энергии для Якутии. Деньги успешно освоили, потом не стало энергетического монополиста, а станция так и не была запущена. Как считает П.Пивник, на судьбе проекта сказалось отсутствие дефицита энергии.
Развитие нетрадиционных источников энергии, утверждают эксперты, определяет наличие ресурсов, технологического лидера, а также положение дел в традиционной энергетике. Поскольку в России не растет потребление энергии, производство электричества с помощью ветряков остается дорогим и неактуальным. Появляются инициаторы, даже ресурсы, а потом они куда-то исчезают, и дело глохнет.
Авторы: Марина Сирина, Владимир Терлецкий