РФ: Госкорпорация «Ростехнологии» купила четверть банкрота «ИжАвто»
Госкорпорация «Ростехнологии» через свой завод «Ижмаш» приобрела 24,7% акций завода «ИжАвто», хотя в начале года уверяла, что этот актив ее не интересует. «Ижмашу» отошли акции оффшорной компании Shonapol Investments, которая владела 24,99% акций «ИжАвто».
Ранее «ИжАвто» остановил производство и находится в стадии банкротства: в сентябре суд ввел процедуру наблюдения. Общая сумма долга «ИжАвто» — 14,5 млрд рублей, на 1 апреля просроченный долг составлял 3,2 млрд рублей. Основным кредитором «ИжАвто» является Сбербанк, контрольный пакет акций находится у него в залоге.
По некоторым данным, продавцом бумаг выступила именно Shonapol. Группа СОК давно потеряла интерес к «ИжАвто», поскольку в кризис завод полностью остановил производство и подал заявление о собственном банкротстве первым в отрасли.
В начале декабря появилась информация, что 51% акций «ИжАвто» купит крупнейший кредитор завода, Сбербанк, заплатив за бумаги всего 20 тыс. рублей. Столь низкая цена объясняется тем, что завод находится в процедуре наблюдения по собственному заявлению. Однако сделка пока не состоялась.
«Ростехнологии» и «АвтоВАЗ», блокпакетом которого владеет госкорпорация, изучали возможность покупки «ИжАвто» еще до кризиса. По словам экспертов, стоимость сделки тогда оценивалась вплоть до $300 млн, но с началом кризиса снизилась до нуля.
Совладельцами «ИжАвто» являются ООО «Иж-комплект» (24,88%), ООО «Гросс» (24,9%), ООО «Норэкс» (25%) и Shonapol Investments Limited (25%). Первая на 100% принадлежит самому «ИжАвто»; учредителями «Гросса» и «Норэкса» в базе СПАРК названы директор по качеству «ИжАвто» Александр Евдокимов и заместитель главного инженера «ИжАвто» Владимир Непрокин.
Строительство «ИжАвто» началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК».
С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров. Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов.
В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли. В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175») прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106».
Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж-27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90 % сотрудников — около 5 тыс. человек.
В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о банкротстве.
В 2005 завод выпустил 52 822 автомобиля. В 2005 было продано 1 810 Kia Spectra, за первые пять месяцев 2006 года — 8 549 автомобилей. В 2006 году завод увеличил производство автомобилей на 23 % — до 65 024 единиц.
В 2006 году выручка завода выросла по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза — до 18,4 млрд рублей. Чистая прибыль составила 274 млн рублей. Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд рублей, чистый убыток — 908 млн рублей.
По материалам «Полит.ру», «Росфинком»