Готовь сани летом, а аккумулятор – осенью: какой аккумулятор поставить на машину
Зима в России, как известно, всегда приходит неожиданно. Рано выползаешь из кровати, тащишься в гараж или на стоянку, садишься в замерзшую за ночь машину, поворачиваешь ключ зажигания… А в ответ?— вместо урчания мотора беспомощное кряхтение. Аккумулятор «сдох». Хорошо, если рядом окажется кто-то, кто даст «прикурить». Это поможет, но ненадолго?— аккумулятор все равно придется менять.
Какой купить? Выбор большой: дорогие и дешевые, черные и разноцветные, отечественные и импортные. В таком изобилии можно и запутаться. Поэтому многие автомобилисты, чтобы не тратить время на раздумья, решают купить дорогую импортную батарею.
Качество сборки гарантировано, но есть несколько но. Импортные аккумуляторы разрабатываются для Европы, где, как известно, более мягкие погодные условия. А практически во всех импортных (включая корейский и турецкие) используются электроды из свинцово-кальциевого сплава, который снижает выкипание электролита.
Но «устает» такая батарея от перепадов температур гораздо сильнее, чем классическая батарея из малосурьмянистого сплава. Все потому, что кальций в электродах сильно снижает способность аккумулятора восстанавливаться после глубоких разрядов, особенно при низких температурах.
А так как почти на всей территории России климат суровый, то, пока аккумулятор новый, крутит он отлично, а вот через год эксплуатации уже может подкинуть хозяину неожиданный подарок.
Кроме того, кальциевые аккумуляторы капризны в отношении качества работы электрооборудования автомобиля.
Другая крайность?— поставить под капот самую дешевую батарею. Можно найти аккумулятор по доступной цене, который свой срок отрабатывает по-честному. Правда, нужно поглядывать за его состоянием?— скорее всего, придется раз-другой подлить дистиллированную воду. Ведь в большинстве недорогих батарей электроды из сплава свинца с сурьмой, которые способствуют выкипанию, особенно на подержанных автомобилях.
Поэтому те, кто хочет не только сэкономить, но еще поставить аккумулятор и забыть о нем года на три, выбирают середнячков (в хорошем смысле слова). Тем более что разница в цене по сравнению с батареями бюджетной категории получается небольшая.
Выбор в среднем ценовом диапазоне шире. Это относительно недорогой импорт: Корея, Польша, Словения. Есть еще частные марки. По названию вроде бы импорт, а где-нибудь в самом низу обнаруживается надпись мелким шрифтом: «Сделано в России (Украине, Казахстане) специально для…»
В среднем классе достаточно отечественных марок. В начале нового тысячелетия современные технологии добрались и до России, и на рынке появилось несколько брэндов, которые используют ту самую кальциевую технологию. Одни производители, козыряя тем, что в их батареях расход воды отсутствует, умалчивают о слабой устойчивости к холодам и глубокому разряду. Другие честно рекомендуют в случае глубокого разряда использовать хорошее зарядное устройство, которое позволяет заряжать постоянным током и обеспечивает в конце разрядки напряжение не менее 16 В.
Оптимальные пропорции классики и инноваций сочетаются в аккумуляторах, произведенных по гибридной технологии Calcium Plus (иногда на этикетке ее обозначают знаком Ca+, Ca/Sb). В этих батареях соблюдена золотая середина: минусовые электроды содержат кальций, а плюсовые?— классический сплав свинца и сурьмы. Фактически гибридные батареи объединили в себе лучшие свойства обеих технологий без характерных недостатков. У них?— выносливость, высокие пусковые токи, низкий расход воды и хорошая переносимость глубокого разряда.
Подобный подход в свое время удачно применили конструкторы танка Победы Т-34. На полях сражений ему противостояли «тигры» и «пантеры»?— с более толстой броней и огневым вооружением, но тяжелые, медленные и капризные в обслуживания. Наш же Т-34 даже сейчас описывается экспертами как лучшее сочетание огневой мощи, брони и мобильности. Сбалансированная конструкция позволяла ему выходить победителем из схваток.
Поэтому гибридные аккумуляторные батареи заслуженно считаются универсальным решением для любых условий эксплуатации. Эта технология в России появилась в 2005 году. Сибирская компания «Аккумуляторные Технологии» начала производить батареи под маркой «АКТЕХ», которая и сейчас считается своего рода корифеем гибридного жанра. Если учесть, что качество и цена батарей от российских производителей сочетаются оптимально, то такие аккумуляторы можно уверенно охарактеризовать фразой «Поставил и забыл».
Автор: Олег Головин, Комсомольская правда