Российское руководство может помешать GM спасти отечественный автопром
На прошлой неделе руководство американского автоконцерна General Motors (GM) приняло решение не продавать Opel консорциуму Magna-Сбербанк «в связи с улучшением деловой обстановки в Европе».
Исполнительный директор GM Фриц Хендерсон пояснил, что компания намерена «спасать» свои предприятия собственными силами и пообещал, что в скором времени Германии и правительствам ряда других стран будет представлен план реструктуризации Opel. Так Россия в лице Сбербанка лишилась одной из возможностей заполучить технологии производства немецкой марки, а следовательно, и шанс улучшить положение дел в российском автопроме.
Весьма туманные объяснения руководства GM не удовлетворили общественность, и комментировать ситуацию пришлось американской администрации. Так, госсекретарь США Хиллари Клинтон подчеркнула, что решение GM не продавать Opel консорциуму Magna-Сбербанк не было политическим. А президент США Барак Обама заявил, что не имеет отношения к решению, принятому правлением концерна (многие эксперты говорили, что GM изменило решение о продаже Opel как раз под давлением со стороны Белого дома).
Эмоциональные заявления
В Москве на отказ GM продавать Opel российско-канадскому консорциуму отреагировали по-разному. Министр промышленности Виктор Христенко был весьма сдержан в оценках. «Я не стал бы делать из этого трагедию для российского автопрома. Мы получили неплохой опыт работы в таких ситуациях, при таких сделках», — заявил он.
А вот председатель российского правительства Владимир Путин был более эмоционален. У него отказ американцев от сделки вызвал удивление. «Отказ GM, конечно, не ущемляет наших интересов, а говорит о несколько своеобразной культуре общения американских партнеров со своими контрагентами», — подчеркнул премьер. Затем Путин несколько раз повторил, словно пытаясь всех убедить, что от несостоявшейся «сделки года» российский автопром не погибнет, хотя некогда сам часто говорил о значимости покупки Opel для России.
Однако самыми эмоциональными в оценках ситуации были представители Сбербанка. «Такое резкое изменение позиции является беспрецедентным. Мы сожалеем, что сделка получила такой оборот», — заявил старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров на пресс-конференции 11 ноября. Глава же Сбербанка Герман Греф высказался более жестко. Он заявил, что не исключает судебных разбирательств с GM после отмены сделки по Opel. Между тем глава банка подчеркнул, что пока у американской компании есть все возможности договориться с GM без вмешательства судебных инстанций.
«Сегодня мы проводим консультации с GM, поскольку вступили в юридические отношения, из которых теперь нам надо выходить. Мы надеемся, что мы можем это сделать вне судебных процедур, но если потребуется, то готовы защищать свою позицию в судах», — заявил Греф.
Он также поставил под сомнение официальную версию отказа GM от сделки. Глава Сбербанка заявил, что «за несколько недель экономика не могла улучшиться настолько сильно, что у компании нашлись «лишние» деньги, и Opel внезапно приобрел финансовую устойчивость».
Решением американцев отказаться от продажи завода были недовольны и в немецком правительстве. В частности, канцлер Германии Ангела Меркель назвала решение GM «поражением», а премьер-министр федеральной земли Гессинг Роланд Кох заявил, что своими действиями General Motors «растоптала» многомесячные старания Европы по поиску оптимального варианта выхода Opel из сложной финансовой ситуации. Солидарны с властями и немецкие профсоюзы, опасающиеся масштабных сокращений, которые, возможно, проведет американская компания в рамках программы реструктуризации.
Эмоции немецкого руководства можно понять — той же Ангеле Меркель сделка по продаже Opel во многом помогла переизбраться на пост канцлера.
Ценный актив
Если рассуждать о версиях отказа GM от сделки со Сбербанком и Magna, то их может быть несколько. Основная — американцы вообще не собиралась продавать Opel.
«Эту версию поддерживает, в частности, агентство Russian Automotive Market Research (НАПИ). В его отчете говорится, что GM просто не могла продать такой актив, как Opel, и что формальным мотивом отказа GM от сделки послужило «мягкое восстановление на европейских рынках» в 2009 году и положительный прогноз на 2010-2011 годы. «Однако продажи автомобилей в Европе уже с июня, когда переговоры с потенциальными покупателями только начинались, показывали рост относительно уровня 2008 года», — отмечает аналитик проекта Finamauto.Ru Алексей Захаров.
Захаров считает, что Opel был для GM весьма ценным активом, так как машины именно этой марки в 2007-2008 годах продавались наиболее стабильно. «По результатам первого полугодия 2009 года эта марка также показала наименьшее падение среди всех прочих марок в портфеле GM, уступив лишь Holden (подразделению GM в Австралии) и Buick, которому, попросту говоря, падать было уже некуда. Кроме того, доля General Motors на внутреннем рынке США стабильно снижается с 1990 года и к 2008 году сократилась с 35,15 до 21,93 процента. Привлекательность внутреннего рынка для GM стала снижаться, значение зарубежных рынков — расти», — также отмечает Алексей Захаров.
Нельзя исключать и другую, официальную версию отказа GM от продажи актива — улучшение рыночной конъюнктуры. Ведь американский автогигант вполне мог адекватно отреагировать на рыночную ситуацию.
Хорошая новость для автопрома
Тем не менее в отказе GM от продажи Opel некоторые эксперты не видят негатива. «Планы Magna и Сбербанка по развитию Opel были довольно амбициозными и предполагали колоссальные вложения. На этом фоне могли существенно сузиться размеры помощи внутренним российским автопредприятиям. Теперь же фокус программы развития автопрома может снова переместиться на российские компании», — полагает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. Возможно, финансирование российских компаний и увеличится, но в данном случае гораздо важнее, как автопредприятия распорядятся полученными средствами. В этом смысле показателен пример АвтоВАЗа: на спасение завода российское правительство тратит колоссальные средства, но ситуация существенно не меняется.
Аналитик НБ «Траст» Сергей Гончаров, оценивая ситуацию на российском автомобильном рынке, называет среди положительных моментов продолжающуюся уже полгода стабилизацию с продажами машин на уровне 110-120 тысяч штук в месяц. «С другой же стороны, рынок никак не может восстановиться, несмотря на все меры правительства и автопроизводителей, и даже начавшейся в сентябре сезонной деловой активности не хватает для того, чтобы подстегнуть спрос потребителей, — отмечает аналитик. — Реального восстановления продаж новых авто можно ждать только с возвратом реальных доходов домохозяйств, то есть вряд ли в ближайшей перспективе».
Невысокий спрос на продукцию российского автопрома напрямую связан с ее качеством, а, судя по опыту спасения того же АвтоВАЗа, одних финансовых вложений тут недостаточно. Обнадеживает тот факт, что ни GM, ни Magna пока не отказались от планов строительства совместно с «Группой ГАЗ» автозавода на территории России. Об этом, в частности, заявил глава совета директоров Magna Фрэнк Стронак. «Magna продолжает считать Россию перспективным рынком, а GM желает показать, что компания «хочет делать что-нибудь в России». Да и планы по строительству завода — знак того, что отношения между Magna и GM не были испорчены расторжением сделки с Opel«, — отмечает старший аналитик ИК «Вестига» Дмитрий Конторщиков. Однако не факт, что планы иностранных инвесторов останутся неизменными. Теперь дело за российским правительством, которое должно создать благоприятный инвестиционный климат для иностранных автопроизводителей.