Кладбища разбитых «Жигулей»
Уже в следующем году жители Московского региона смогут отправить старую машину в утиль с выгодой для себя.
«Копеечное» дело
На Москву и Московскую область приходится пятая часть всего автомобильного парка России. А значит, и пятая часть всех вышедших из строя авто. Таких в столичном регионе насчитывается около 600 тысяч.
Сегодня рассчитывать на сознательность автовладельцев, которые не оставят свои разбитые машины гнить во дворе, а сдадут в утиль, не приходится. Дело это хлопотное. В ГИБДД надо снять машину с учета, сдать номера, потом связаться с инженерной службой района, созданной в управе, чтобы вывезли ненужный автомобиль. Правда, за вывоз платить москвичам не надо. Но многим совершить такие действия просто лень. Поэтому, если бы не регулярные рейды сотрудников административно-технической инспекции, из-за брошенного автохлама во многие московские дворы трудно было бы проехать. Только с начала года на утилизацию вывезли останки 16 237 машин. Сейчас на заметке у инспекторов еще 123 брошенных авто.
Было время, и в Подмосковье местные жители называли леса «кладбищами разбитых «Жигулей«. Но примерно два года назад в области стала разрастаться сеть организаций по сбору и утилизации транспортных отходов. За металлолом они стали платить жителям. В среднем по 3 тысячи рублей за авто.
Некоторые фирмы сами приезжают за автохламом. Другие ждут, когда им его доставят. В таком случае владельцам отбегавших свое колес приходится выкладывать 1-1,5 тысячи рублей за транспортировку машины к месту утилизации. Правда, далеко не все компании по-честному платят налоги, мимо казны проплывают миллионы рублей. Однако и местные власти всерьез взялись за организацию утилизации авто.
На площадках для хранения автомобилей, в гаражных кооперативах поставили раздельные контейнеры для сбора отработанного масла, покрышек, металлолома, аккумуляторов. Постепенно у предприятий и частных фирм стал появляться интерес к их переработке. Например, Чеховский завод научился превращать изношенные шины в резиновые смеси, трубки, гибкие сочленения для автобусов, коврики. Появился долгожданный завод по переработке аккумуляторного лома, где принимают аккумуляторы даже с электролитом (прежде — только «сухие»)… В прошлом году в областном минтрансе разработали программу утилизации отходов транспортного комплекса на 2009-2011 годы. Потом наступил кризис, и программу пришлось отложить.
Сертификат на авто
Однако уже в начале следующего года ситуация должна измениться в лучшую сторону. Стартует федеральный пилотный проект по переработке старых авто. Жители некоторых регионов нашей страны смогут обменять машину старше 10 лет (предположительно независимо от ее остаточной стоимости и ходовых качеств) на сертификат стоимостью до 50 тысяч рублей. Его можно будет использовать при покупке нового отечественного автомобиля. Всего планируется выпустить 200 тысяч таких сертификатов. При этом 70 тысяч получит Московская область, 40 тысяч — Ленинградская и по 10 тысяч остальные регионы — участники пилотного проекта.
Вот тут-то, по идее, автовладельцы должны вспомнить про ржавеющих во дворах и гаражах железных коней. Власти надеются, что найдутся десятки тысяч желающих утилизовать свои авто по всем правилам и получить заветный сертификат. Вот только куда им везти автохлам на колесах? Не забуксует ли программа из-за нехватки мощностей по переработке машин?
Недавно эту проблему обсуждали представители министерства транспорта Московской области и компаний, который занимаются утилизацией авто.
Встреча произошла на автомобильной свалке. Дело в том, что на одном из ломоперерабатывающих предприятий подмосковного города Дзержинский начал работу суперсовременный шредер — агрегат по переработке старых автомобилей. Оборудования такой мощности в нашей стране больше нет. Шредер способен утилизовать около 25 тысяч старых автомобилей в месяц. И не просто закопать развалюху в землю, а получить из автомобильного хлама ценный металлолом.
Стоит новое оборудование немало — около 12 миллионов евро. Однако и польза от него колоссальная. Умный агрегат практически все действия выполняет сам, да и в обслуживании неприхотлив.
Сначала старый «Запорожец» или «жигуль» очищают от жидких примесей: бензина, масла, антифриза, тормозной жидкости. Убирают шины, стекла, обивку. А потом кузов «расщепляют» на полезные составляющие: чугун, сталь, алюминий, медь.
Как оказалось, бизнес готов включиться в пилотную программу и принять на себя поток подержанных авто. «Мы можем утилизовать все 70 тысяч машин, за которые будут выданы сертификаты», — заявил Игорь Адабир, коммерческий директор компании, которая занимается утилизацией автомобилей.
Нюансы еще предстоит проработать. Представители бизнеса по обещали к началу декабря подготовить на своей территории площадку для приема авто, которая бы соответствовала всем требованиям пилотного проекта. Подмосковный минтранс в свою очередь будет разрабатывать тарифы, по которым утилизаторы смогут принимать подержанные машины от населения.
Конечно, 70 тысяч сертификатов не смогут решить все проблемы захламленного Московского региона. «Но так или иначе, эта программа позволит наладить систему утилизации автомобилей в нашем регионе», — отметил первый заместитель министра транспорта Подмосковья Александр Митусов.
Сообщить о брошенном автомобиле можно по «горячим линиям» столичного Объединения административно-технических инспекций:
тел. 912-13-61 (в рабочие дни до 18.00)
тел. 912-16-28 (круглосуточно)
Практика
Как убирают старье
Сотрудники административно-технической инспекции регулярно совершают рейды с целью выявить в столичных дворах никому не нужные машины, пришедшие в негодность. Критериев такого авто, которое именуется брошенным разукомлектованным транспортным средством (БРТС), несколько: долго простояло без движения, не хватает запчастей, капот открыт, мусор внутри и под капотом…
На лобовое стекло такой «ничейной замарашки» наклеивают стикер, где говорится, что если в течение недели никто не обратится по указанному телефону, она будет эвакуирована. Если же владелец машины вовремя не заявил о своих притязаниях на авто и однажды не обнаружил его на прежнем месте, он может узнать о его судьбе в управе района.
Заброшенные машины эвакуируют на спецстоянки. Если это сделано без согласия хозяина (установить его не смогли), автомобиль хранят там 60 дней. И только потом отправляют на металлолом.
Детали
Не исключено, что за машины, сдаваемые в утиль по федеральной программе, владельцам придется платить. Скорее всего, размер тарифов не будет превышать 3 тысяч рублей за одно авто. В обычных условиях редкий автовладелец решился бы отдать такие деньги за переработку своей старой машины. Однако перспектива получить сертификат на 50 тысяч в корне меняет дело.
К тому же не исключено, что стоимость утилизации старой машины будет включена в сумму сертификата на покупку новой, тогда автовладельцу не придется и копейки вкладывать в рециклинг, а только пригнать свое авто на переработку и получить заветную скидку.
Сейчас пока обсуждается, где именно будут выдавать владельцу сертификат и каковы его дальнейшие действия, если он уже присмотрел себе машину. Пока в подмосковном минтрансе затрудняются уточнить и то, кому в первую очередь достанутся заветные сертификаты. Программа находится в разработке, и все подробности станут известны ближе к Новому году. Но уже сейчас известны основные положения:
- в обмен на сертификат можно сдавать машину, которая произведена в любой стране не позднее 10 лет назад;
- хозяин должен владеть этим автосредством не менее одного года;
- до места переработки машина должна доехать своим ходом (чтобы исключить сдачу в утиль фрагментами);
- сертификат дает право приобретать машину как исконных отечественных производителей (ВАЗ, ГАЗ и т.д.), так и российских предприятий, где только была осуществлена сборка.