Российский рынок АКБ
Согласно исследованию, проведенному Russian Automotive Market Research положение дел в российской аккумуляторной отрасли выглядит угрожающе.
Главной проблемой, сдерживающей развитие бизнеса, стало значительное сокращение закупок производимой продукции. И это вполне объяснимо: по итогам шести месяцев 2009 г. выпуск автотранспорта в РФ сократился на 62 %, ухудшение макроэкономической ситуации негативно отразилось и на вторичном рынке АКБ. Потребность российского автопрома в аккумуляторных батареях для автотранспорта снизилась на 62,2 %, причем доля импорта в общем объеме этой потребности выросла с 29,6 % в первом полугодии 2008 г. до 37,6 % по итогам января – июня текущего года.
Финансовый кризис наиболее остро отразился на продажах АКБ в сегменте коммерческой техники. Согласно официальной статистике, объем поставок больших аккумуляторов на конвейеры российских автозаводов уменьшился почти в 3,5 раза. Как следствие в текущем году, объемы производства аккумуляторных батарей в стране снизились по сравнению с показателями первой половины 2008 г. на беспрецедентные 44,5 % или почти на 1 242 000 шт. В целом за 6 месяцев 2009 г. в России было изготовлено 1 550 285 автомобильных батарей против 2 792 119 ед. годом ранее.
Практически все отечественные производители автомобильных аккумуляторов продемонстрировали отрицательную динамику относительно января-июня 2008 г. Единственный представитель отрасли, сумевший удержать объемы выпуска на уровне прошлого года, – Филиал ООО «ТУБОР» (+1,5 %). Относительно неплохие (в пределах кризисной составляющей) результаты продемонстрировало ООО «ИСточник ТОка Курский», снизившее объемы производства автомобильных АКБ на 20,8 %.
Вместе с тем, удорожание кредитов по сравнению с прошлым годом привело к сокращению оборотных средств во многих компаниях. Эти факторы сказались на финансовом положении практически всех игроков рынка. Как результат, к концу первого полугодия число аккумуляторных заводов, оказавшихся на грани банкротства, существенно возросло.
Но проблемы аккумуляторной отрасли начались задолго до нынешнего экономического спада, они носят структурный характер и накапливались годами. Напомним, что самым продуктивным за последнее десятилетие в производстве химических источников тока стал 2003 г. – тогда российскими аккумуляторными компаниями было изготовлено в совокупности около 7,3 млн. батарей. В последующие годы темпы роста производства аккумуляторов в стране начали сокращаться.
Структурные изменения связаны с целым рядом нерешенных задач, которые, по сути, ставили отрасль на грань выживания. Прежде всего, это перманентный рост тарифов на энергоносители, железнодорожные перевозки и т.п. (10-22 % в год). Во-вторых, неадекватно высокие кредитные ставки. Еще одна значимая проблема отечественных производителей химических источников тока связана с массовым занижением импортерами декларируемой стоимости ввозимых импортных аккумуляторных батарей с целью минимизации таможенных платежей. Сегодня именно из-за беспрецедентных возможностей занижать таможенную стоимость, а также из-за расширившегося теневого сектора отечественные производители уже реально покинули значительную часть российской территории.
Около 70 % себестоимости любой батареи – это цена свинца, соответственно различные изменения котировок на этот металл на мировом рынке непосредственным образом отражаются на состоянии аккумуляторной отрасли. Что касается текущей конъюнктуры цен, то ее можно охарактеризовать как относительно благоприятную. По прогнозам, в 2009 г. спрос на свинец в мире вырастет на 4 % до 8,99 млн. т, а производство – на 3,8 % до 9 млн. т. Таким образом, спрос все еще будет отставать от производства, что, возможно, позволит избежать резкого роста цен до конца текущего года. И, тем не менее, сегодня более уверенно могут чувствовать себя те аккумуляторные предприятия, которые имеют собственное производство по переработке вторичного сырья и свои печи по очистке свинца, поскольку они в меньшей степени зависят от колебаний мировых цен на этот металл.
И еще одна немаловажная тенденция, характерная для текущего периода, – существенное ужесточение конкурентной среды. Не секрет, что конкуренция на рынке АКБ всегда была очень острой, но сегодня, вследствие резкого сокращения темпов роста потребления, борьба за клиентов вылилась в кардинальный передел рынка. Те компании, у которых более мощный человеческий, интеллектуальный, технологический и инновационный потенциалы, увеличивают свою долю, а те, кто послабее, снижают темпы развития. Не исключено, что впоследствии они будут вытеснены из бизнеса.
Очевидно, изменится и соотношение объемов продаж российских и импортных аккумуляторных батарей. В России уже несколько лет производятся качественные импортозамещающие аккумуляторы. По своим техническим и эксплуатационным характеристикам эти батареи сопоставимы с продукцией зарубежного производства. При этом, по цене российские химические источники тока дешевле, чем импортные, а на фоне девальвации рубля разрыв в стоимости между иностранными и отечественными АКБ только увеличивается. В результате, ныне существующий баланс может измениться в пользу российского производителя. Вместе с тем, нельзя не учитывать тот факт, что в ассортименте зарубежных поставщиков есть типы АКБ, которые не производятся ни на одном отечественном заводе. Поэтому в некоторых нишах импортная продукция еще долго будет превалировать.
Leadkiller #
Статья ни о чем — без анализа конкретики по каждому из предприятий совершенно пустая.
И как можно сваливать весь рынок аккумуляторов в яму автомобильной темы?
И еще — не слова о том, что проблемы у разных производителей, кроме общего падения спроса и роста цен на сырье и энергоносители, совершенно разные.