Резко упала цена на соединения лития для аккумуляторов электромобилей
27.05.24 | Рубрика: Металлы, Новости от поставщиков, Рынок сырья и материалов. Просмотры: 79
Стоимость карбоната лития — ключевого сырья в производстве аккумуляторов для электромобилей — обрушилась почти на 80% за последний год. Цены, по ожиданиям аналитиков, продолжат падение на фоне замедления продаж электрокаров в Китае и в мире.
Однако в «Росатоме», развивающем добычу лития и производство аккумуляторов, считают, что рынок электромобилей в РФ находится в фазе роста и колебание цен не отразится на проектах госкорпорации по добыче металла.
Спотовая цена карбоната лития (LCE) аккумуляторного качества за последние 12 месяцев снизилась на 79%, следует из данных investing.com. Цена практически без остановки падает с конца 2022 года: в ноябре среднемесячная стоимость составляла ¥577,5 тыс. (около $81 тыс.) за тонну, а в феврале 2024 года — уже ¥95,5 тыс. (около $13 тыс.). Устойчивое падение цен уже приводит к сокращению добычи металла на дорогостоящих месторождениях, а также к переоценке новых проектов.
Снижение цен на литий происходит по ряду причин. Ключевую роль сыграл производственный фактор, рассказывает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting: «После некоторого дефицита на рынке лития отмечается профицит предложения, объем которого по итогам 2024 года ожидается на уровне 90–100 тыс. тонн LCE». Второй фактор — замедление роста продаж электромобилей: если в 2021 году рынок увеличился на 112% год к году, то в 2023 год — примерно на 30%. Главная причина сокращения темпов роста — завершение госпрограммы субсидирования электротранспорта в Китае, уточняет господин Бабанский. В прошлом году продажи электрокаров в КНР выросли на 25%, до 6,68 млн.
Всплеск цен на литий происходил на фоне подъема интереса к зеленой повестке и декарбонизации, напоминает Сергей Гришунин из Национального рейтингового агентства.
Цена на LCE к февралю 2022 года достигла $81 тыс., а вскоре на фоне санкций против России и попыток Китая получить максимальный доступ к месторождениям по всему миру котировки подскочили до $87 тыс. Однако к апрелю 2023 года антиглобалистские и политические новости практически вытеснили зеленую повестку из публичного поля, что сократило цену до $25,8 тыс. К июню 2023 года успехи китайских производителей электромобилей по наращиванию выпуска подстегнули цену до $43 тыс. С тех пор одно за другим поступают сообщения об открытии крупных рассольных месторождений лития в Китае и Индонезии, из-за чего цена ожидаемо пошла вниз.
Сергей Гришунин ожидает, что можно ждать дальнейшего падения цены на литий до $10 тыс. (уровень себестоимости добычи рудного лития). Разгон сырьевых рынков более вероятен к концу года, под выборы президента в США, уверен он. Господин Бабанский допускает, что текущее положение на рынке может сохраниться до 2027 года. Непростая экономическая ситуация в мире, включая рост кредитных ставок, окажет дополнительное сдерживающее влияние на стоимость LCE. Аналитик полагает, что стоимость лития в диапазоне $10–14 тыс.— это «новая долгосрочная реальность».
Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев прогнозирует, что уже с 2025 года рынок сбалансируется, а цены на литий будут восстанавливать позиции, «ведь в долгосрочной перспективе ожидается ускоренная электрификация большинства отраслей». Сергей Вихарев из Kept считает, что возврат к росту продаж электромобилей «будет зависеть от способности автопроизводителей предложить электромобили в экономическом сегменте», поскольку в последние годы электромобили позиционировались как премиальный продукт.
Игорь Чаусов из центра «Энерджинет» соглашается, что фундаментальные факторы говорят в пользу роста рынка аккумуляторов, а значит, и стоимости лития. Среди этих факторов — конкуренция между производителями лития, которая будет сдерживать цены на сырье и, соответственно, цены на батареи и электротранспорт. «Производители лития будут конкурировать друг с другом за место на будущем рынке,— считает Игорь Чаусов.— Может начаться игра нервов, и цены на литий могут на какое-то время уйти ниже себестоимости производства, когда крупные производители будут работать себе в убыток, чтобы не потерять долю рынка в ожидании роста цен».
В России до сих пор не ведется промышленной добычи лития. Однако в последние два года на фоне санкций и проблем с поставками металла в РФ стали появляться первые добычные проекты. В частности, «Росатом» и «Норникель» планируют заняться разработкой Колмозерского месторождения в Мурманской области, собираясь добывать 45 тыс. тонн карбоната и гидроксида лития в год. «Росатом» также инвестирует в производство лития из рассолов в Боливии с плановой мощностью 25 тыс. тонн карбоната лития в год. Литий необходим «Росатому» в том числе для производства литий-ионных батарей на своих строящихся гигафабриках.
Запасы в РФ только в разведанных рудных месторождениях оцениваются в 3,5 млн тонн оксида лития, или 1,63 млн тонн в пересчете на чистый литий, но Россия по-прежнему получает литиевое сырье из Китая, Боливии и Чили, замечает Алексей Жихарев.
Проекты позволят удовлетворить внутренние потребности страны, а также обеспечат возможность экспорта.
По оценкам Дмитрия Бабанского, потребность России в литии для производства электромобилей до 2030 года составит до 1,5 тыс. тонн, исходя из планов правительства по выпуску более 200 тыс. машин. Сергей Гришунин напоминает, что литий нужен России из стратегических соображений, в том числе для собственной термоядерной программы.
В «Росатоме» говорят, что «циклическое колебание цен» не может повлиять на реализацию долгосрочного проекта на Колмозерском месторождении. Рост объемов потребления лития как внутри страны, так и за рубежом будет стимулировать добычные проекты, считают в госкорпорации.
Источник: www.atomic-energy.ru
________________________________________________________________________________
BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram
Читайте также:
- Шесть из десяти аккумуляторов для электромобилей выпускают в Китае
- LG построит новый завод аккумуляторов для электромобилей в Южной Корее
- Во Франции начали создавать свою «Долину аккумуляторов для электромобилей»
- Toyota существенно расширяет завод по производству аккумуляторов для электромобилей
- Китайские производители объединились для разработки твердотельных аккумуляторов для электромобилей
- Некоторые аспекты развития рынка электромобилей в России: производство аккумуляторов
Метки:: Investing.com, LCE, SBS Consulting, акб для электромобилей, аккумуляторы для электромобилей, Алексей Жихарев, Дмитрий Бабанский, добыча лития, Игорь Чаусов, карбонат лития, Колмозерское месторождение, литий, Норникель, производство аккумуляторов, Росатом, Сергей Гришунин, цена на соединения лития, цены на литий, электромобили, Энерджинет
Поиск по сайту
Архив публикаций
Последние комментарии
- Сергей к записи Есть тока миг: какое будущее ждет электромобили в России
- Сергей к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
- admin к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
- admin к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
- Максим к записи Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео)
Наш опрос
Видеоканал «Данила-Мастер и…»
Популярные публикации
- Глобальное обновление в ассортименте авто аккумуляторов с сибирским характером ИРКУТ - 41
- Зарубежные амперы. Тест автомобильных аккумуляторов 2024 год (+видео) - 2 868
- Сравнительный тест аккумуляторных батарей от «За Рулем» (2008) - 416 763
- Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор? - 185 696
- Выбираем аккумулятор: научно и популярно (тест аккумуляторов от журнала «За рулем» 2012 г.) - 178 651
- Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор в квартире - 125 046
- Мифы из прошлого: срок хранения аккумуляторов - 114 690
- Амперы и часы (тест АКБ от журнала «За Рулем», сентябрь 2009) - 106 299
- Свинцовые кружева (тест аккумуляторов от журнала «За рулем» 2013) - 106 135
- Экспертиза: выбираем аккумулятор (тест АКБ от журнала «За Рулем», октябрь 2011) - 105 175
- Осенний марафон (тест АКБ от журнала «За Рулем», октябрь 2010) - 85 259
- ЗВЕРЬ – лучший российский аккумулятор - 76 833