Вторичный авторынок России за год вырос в полтора раза: исследование

Аналитики компании CM.Expert изучили динамику публикаций объявлений о продаже подержанных легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России за 2022 год, а также изменение цен на машины, сроки экспозиции объявлений, количество новых и снятых с продажи предложений и составили рейтинг моделей, которые лучше всего продаются.

Год ознаменовался для вторичного рынка рекордно высоким количеством объявлений, переменной активностью покупателей и заметным ростом цен ещё в первом квартале. Всё это случилось на фоне нестабильного в начале года курса рубля, дефицита новых машин из-за санкций и неопределённости в экономической ситуации.

Как считали

В исследование попали уникальные предложения о продаже подержанных легковых и лёгких коммер­ческих автомобилей, опублико­ванные на Авто.ру, Авито и Дром.ру в 2022 году. Под термином «уникальное предложение» эксперты объединяют все объявления о продаже машины, размещённые на классифайдах.

Новое предложение — это впервые опубликованное объявление хотя бы на одном из классифайдов. Выбывшим предложение становится, когда объявление снимается со всех площадок.

Динамика предложений о продаже автомобилей с пробегом

В декабре количество объявлений превысило 1,28 миллиона: это на 45% больше, чем в январе. Тем не менее это не рекорд: максимально высокий показатель аналитики фиксировали в октябре — 1,32 миллиона предложений. К тому моменту рынок рос на протяжении 7 месяцев. В ноябре же число предложений немного снизилось (на полпроцента), а в декабре негативный тренд усилился — ещё минус 2,1%.

Число машин, которые продают частные (в том числе и профессиональные) продавцы, за год выросло на 54%, до 1,07 миллиона, но за последний месяц упало на 2,5%. Предложений от дилеров в декабре было 218 тысяч, на 11,3% больше, чем в начале 2022 года, и плюс 0,2% к ноябрю.

Доля машин от дилеров к концу года стала ниже, чем в январе: 17% против 22,1%. Однако конец года для автосалонов оказался позитивным: в ноябре дилеры прибавили 1 п.п. к доле октября, а в декабре — ещё 0,4 п.п. Худшие месяцы для них — сентябрь и октябрь. Доля их присутствия на классифайдах в этот период составляла лишь 15,6%.

Хотя в ряде регионов динамика стока совсем другая. Например, в Приморском крае объём машин в перепродаже за год вырос почти вдвое, а количество объявлений увеличивалось с августа. Причём в ноябре их стало на 14% больше, чем в октябре, а в декабре — ещё на 7%. Зато в Московской области в последний месяц рынок просел заметно сильнее, чем в целом по стране, — минус 8,6%.

Изменение средней стоимости подержанных автомобилей

В 2022 году средние цены на автомобили с пробегом выросли на 31,2%, до 1,18 миллиона рублей. При этом машины от частных продавцов стали дороже на 34,7%, а от дилеров — на 35,8%. Основной рост цен случился в конце зимы и начале весны, когда из-за неопределённости на рынке и резко подорожавших доллара и евро сначала подскочили цены на новые машины, а за ними подтянулась и вторичка.

С конца весны и до начала осени рост замедлился: цены на машины от частников почти не повышались, а у дилеров повышались плавно. Последние месяцы года всё же ознаменовались заметным подорожанием, и в декабре относительно августа предложения от частных продавцов стали дороже на 11%, от дилеров — на 10%.

В некоторых крупных регионах вторичка подорожала намного сильнее. В Приморском крае средний прайс в публикациях дилеров вырос почти вдвое (до 2,3 млн руб.), а в «частных» — в полтора раза (1,5 млн). В Новосибирской области в декабре зафиксирован подъём цен на 16%, а за год — плюс 55%. Однако, например, в Краснодарском крае машины из автосалонов стали дороже на 20% (1,8 млн).

На средней цене сказываются не только колебания прайсов на конкретные модели, но и изменение структуры предложений на рынке, как это случилось в декабре в Новосибирской области: аналитики CM.Expert отметили резкий рост предложений автомобилей дороже 3 миллионов. В целом же можно предположить, что в перепродаже остаётся всё меньше недорогих автомобилей, из-за чего график стремится вверх.

Как менялся срок жизни публикаций о продаже автомобилей с пробегом

Срок продажи автомобилей дилерами в последнем квартале 2022 года вернулся к докризисному уровню — 41 день, хотя весной-летом на реализацию машин им требовалось по 50 дней. У частников — обратная ситуация. Машины стали продаваться на неделю дольше, за 36 дней. В апреле же этот показатель снижался до 3 недель, хотя это могло быть связано с тем, что в период «турбулентности» собственники снимали объявления, чтобы дождаться более спокойного и понятного времени и вновь выставить машину на продажу по актуальной цене.

К концу года у автодилеров подросла доля стока, которая распродаётся в течение месяца: таких машин — чуть более половины, и это на 4 п.п. больше, чем в январе. Но токсичного стока (дольше 3 месяцев в продаже) стало больше: 19% в декабре против 12% в январе, хотя по сравнению с летом это всё же существенно меньше (с 23–27%).

В декабре наиболее высокая концентрация машин (среди крупных регионов), которые быстро находят покупателей, — в Приморском крае, 63%. Доля токсичного стока здесь только 13%. Минимальная доля «быстрых» машин — в Иркутской области (42%), здесь же и самый высокий процент предложений, которые «висят» дольше 3 месяцев (26%).

Количество новых и выбывших предложений

Похоже, что под конец года на рынке образовался дефицит автомобилей: в декабре количество опубликованных объявлений оказалось на 17% ниже, чем снятых с классифайдов. Ещё больше эта разница — у частных продавцов, почти 19%. Дилеры же сняли с продажи на 7% больше объявлений, чем разместили.

Причём у частных продавцов такой тренд сохраняется с июня и к концу года он только усилился. Кроме повышенного спроса на автомобили, такая динамика может быть показателем того, что машины для перепродажи попросту заканчиваются, учитывая, что в последние месяцы общий объём стока стал меньше, как и доля машин от частных лиц.

Самые продаваемые модели

Рейтинг продаваемых автомобилей на всех классифайдах составлен по данным о количестве снятых с публикации объявлений за месяц: чем их больше, тем выше модель в списке. В топ-20 попали машины в возрасте от 3 до 10 лет.

Лидеры декабря в бюджетном сегменте — достаточно свежие и недорогие модели: Lada Granta (11,4 тыс. проданных машин), Hyundai Solaris (9,3 тыс. шт.) и Kia Rio (8 тыс. шт.). Lada Vesta заметно уступает конкурентам: покупатели предпочитают пусть даже менее свежие, но иномарки. Например, Volkswagen Polo выбирали в 1,5 раза чаще.

В среднем ценовом сегменте уверенное лидерство — за Toyota Camry (6,5 тыс. шт. в декабре) и Ford Focus (5,4 тыс. шт.). Причём Камри продаётся в 1,5 раза чаще, чем Skoda Octavia (4,3 тыс. шт.), которая вдвое дешевле, и в 2,5 раза чаще, чем Kia Optima (2,6 тыс. шт.).

Среди дорогих моделей фавориты у россиян — премиальные «немцы» в лице BMW 3 (2,4 тыс. шт.) и 5 серий (3,1 тыс. шт.), X5 (2,2 тыс. шт.), Mercedes-Benz C-класса (1,8 тыс. шт.) и E-класса (2,8 тыс. шт.), а также японские внедорожники Toyota Land Cruiser (2 тыс. шт.) и Land Cruiser Prado (2,7 тыс. шт.).

Источник: mag.auto.ru

________________________________________________________________________________

BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!