Электропары (тест аккумуляторов от журнала «За Рулем» 2018)
Только четыре батареи из двадцати шести выдержали испытания ЗР. В этот раз мы ужесточили тестовую методику, и вот что получилось.
К БАРЬЕРУ
Для нынешней лабораторки мы собрали «европейские» батареи — с габаритами примерно 278 х 175 х 190 мм. Такие батареи применили, например, при адаптации автомобилей, построенных на платформе ВО, к нашему климату — они используются на популярнейших моделях Renault (Logan, Sandero, Kaptur, Duster), а также на универсале Лада Ларгус и седане Nissan Almera. Такие же батареи устанавливают и другие производители на автомобили с моторами большего — вплоть до 2,5 литра — рабочего объема, если задумываются о холодном пуске в России.
Принципиальное отличие нынешней экспертизы от предыдущих заключается в том, что на этот раз мы взяли «каждой твари по паре», то есть по две батареи той или иной модели. Это позволит оценить стабильность результатов по каждому бренду, резко сократив вероятность случайных выводов. Кроме того, мы ужесточили условия испытаний, увеличив токи разряда.
Набралось 13 пар наиболее популярных АКБ: шесть отечественных против семи импортных. Самая дорогая батарея в нашей выборке — TAB Polar за 6350 рублей. Самая дешевая — отечественная Tyumen Battery Premium за 3620 рублей.
Все купленные батареи — гарантийные. Однако в аккумуляторном мире термины «новая» и «гарантийная», увы, не синонимы.
После замеров резервной емкости в состоянии поставки становится понятно, сколько батарея провалялась на складе. И часто лежалую норовят продать под видом новой: мол, вот тебе печать и дата продажи — живи спокойно.
В этот раз резервная емкость купленных АКБ в состоянии поставки разнилась более чем вдвое! Но перед началом испытаний мы полностью заряжаем все батареи, создавая одинаковые стартовые условия.
КАК ОЦЕНИВАЛИ
Испытания мы проводили на стендовом оборудовании НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Батареи гоняли на разных стендах и при разных температурах, чтобы проверить их основные параметры.
Главная характеристика батареи — количество хранимой в ней энергии. Обычно на этикетках указывают ток, который батарея может выдать. Но ток — это еще не энергия: он может прекратиться как на первой секунде разряда, так и на сотой. Именно поэтому мы всякий раз высчитываем энергию разряда, учитывая как величину тока, так и время, в течение которого батарея его выдает, не проседая по напряжению «ниже ватерлинии». Другой важной характеристикой батареи является резервная емкость — она гораздо информативнее привычных ампер-часов.
■ Резервная емкость показывает, долго ли проедет автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, стеклоочистители, аудиосистема), если вышел из строя генератор. Измеряется в минутах при токе разряда 25 А. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: American SMF 48-770 Premium Battery — 158 минут
Худший результат: Varta Black Dynamic -102 минуты
■ Приведенная энергия пуска заявленным током при -18 °С характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Чем выше результат, тем лучше. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки (Iхп) в течение 30 секунд, затем регистрируют напряжение (U30) на ее выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током, равным 60% от заявленного Iхп , пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В (при более низком напряжении в бортсети автомобиль считается неработоспособным). Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 0,3Iхп* (U30-6,0)*t6.
Лучший результат: Tyumen Battery Premium — 37,32 кДж
Худший результат: Globatt — 19,75 кДж
■ Приведенная энергия пуска единым током при -18 °С позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Чем выше результат, тем лучше.
Сначала батарею разряжают единым для всех током 640 А в течение 30 секунд и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После 20-секундной паузы батарею разряжают током 384 А (640 х 0,6 = 384) до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле: Е = 192-(U30-6,0)-t6.
Лучший результат: Tyumen Battery Premium — 37,24 кДж
Худший результат: Varta Black Dynamic — 21,29 кДж
■ Приведенная энергия пуска единым током при -29 °С позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в условиях сильного мороза. Их разряжают одинаковым током вне зависимости от паспортных данных. Чем выше результат, тем лучше.
Лучший результат: Tyumen Battery Premium -1,2 кДж
Остальные батареи, кроме American SMF 48-770 Premium Battery, тест провалили, просев ниже 6,0 В меньше чем за 30 секунд
■ Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Величина зарядного тока косвенно характеризует способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда, при этом зарядный ток должен превышать величину, равную 0,2 от емкости при 20-часовом разряде.
Все батареи справились с заданием
РАССТАНОВКА ПО МЕСТАМ
В каждом виде испытаний мы брали лучший и худшие результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл.
Остальные участники получали промежуточные баллы, пропорциональные тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер продержался 158 минут, а аутсайдер — 102 минуты, то участник с результатом 130 минут получал 3,00 балла. И так — для всех пяти видов испытаний.
При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получала 0 баллов. Итоговый балл для каждой батареи — это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Для каждого дуэта подсчитывалось среднее арифметическое баллов, набранных двумя батареями.
Напоминаем, что параметр «цена/качество» носит справочный характер, поскольку цена батарей сильно зависит от места приобретения и может значительно различаться в разных торговых точках.
В итоговой таблице этот параметр присутствует, однако при распределении мест не учитывался.
МЕДВЕЖЬЯ БОЛЕЗНЬ
Такого еще в наших тестах еще не было. Одна из батарей «Тюменский медведь», заряженная перед началом испытаний на 100%, при проверке стартерной характеристики током холодной прокрутки неожиданно «померла», понизив в течение одной секунды напряжение на своих клеммах до 5,7 В. Принимать заряд батарея отказалась, восстановить ее работоспособность всеми известными способами не удалось.
После испытаний мы вскрыли батарею. Перед этим замерили плотность электролита: оказалось, что в четырех банках из шести она почти соответствовала плотности воды — от 1 ,000 до 1,005 г/см3. По мнению аккумуляторных гуру, осматривавших батарею после вскрытия, причина выхода из строя — короткое замыкание в одной из банок, которое при попытке выдать стартерный ток повлекло за собой цепную реакцию в трех других банках.
Попадись такая батарея обычному покупателю, ее наверняка обменяли бы после исследования в гарантийке. Назовем это происшествие невезением-тем более, что другой «медведь» выступил очень хорошо. Напоминаем, что подобный инцидент не может служить основанием для суждения о качестве всей одноименной продукции в целом.
КАКУЮ ВЫБРАТЬ?
Изучать показатели батарей и промежуточные результаты испытаний — дело на любителя. Большинству хочется побыстрее узнать, какой аккумулятор лучше всего подходит его машине. Что ж, отвечаем: на сей раз испытания в полной мере выдержали только два дуэта из тринадцати — это российские батареи Tyumen Battery Premium и корейские American SMF 48-770 Premium Battery.
Их превосходство над остальными участниками было очень велико — поэтому они и удостоились нашей оценки: ВЫБОР ЗР. Хотите подешевле — берите отечественное изделие, предпочитаете импорт — покупайте корейскую батарею.
Почему не выдержали остальные? Потому, что условия наших испытаний более жесткие, чем требования стандарта. При температуре -29 °С батарея с формальной точки зрения вовсе не обязана вести себя столь же уверенно, как при -18 °С. Но мы стремимся выявить лучших. Те аккумуляторные батареи, которые не прошли испытаний, нельзя назвать негодными — они будут исправно работать в обычных условиях эксплуатации. Но будьте уверены: в трудных условиях они сдадутся раньше.
О том, что результаты неслучайны, говорит почти полное совпадение показателей в каждой паре батарей. Иными словами, если из каждого дуэта мы оставили бы только одну батарею, причем любую из двух, чемпионкой всё равно стала бы Tyumen Battery Premium, вице-чемпионкой — American SMF 48-770 Premium Battery, а бронза досталась бы аккумулятору Medalist SMF 57412 Premium Battery.
Стоит ли приобретать батареи, не попавшие на пьедестал? Мы всегда рекомендовали покупать те изделия, которые стабильно оказываются в верхней части нашей итоговой таблицы. Тратить деньги на что-то иное имеет смысл только в том случае, если заменить штатный аккумулятор нужно немедленно, а в ближайшем магазине выбор скуден.
Что касается извечного вопроса «наше или импортное?», не стоит на нем зацикливаться. Победа за нашим производителем, но следующие пять мест заняли иностранные изделия. С другой стороны, параметры всех проигравших батарей очень близки — особой разницы между пятым и десятым местами нет. Советуем при выборе батареи смотреть в первую очередь на электрические параметры и цены.
«Вы мне лучше скажите, какая батарея дольше прослужит, — я такую и куплю!» Да, многих автолюбителей интересуют не амперы и джоули, а месяцы и годы. И хотя проверка ресурса — это долгие и трудозатратные испытания, мы всё же решили их провести. Все батареи, уцелевшие после нашей экспертизы, подвергнем новым пыткам, чтобы ответить на очень важный вопрос: какая дольше проживет? О результатах расскажем в ближайших выпусках журнала «За рулем».
КАК ВЫБРАТЬ БАТАРЕЮ?
Габариты.
Покупаемый аккумулятор должен уместиться в штатном месте — под капотом, в багажнике или под полом.
Полярность.
Взгляните на старую батарею и уточнить, где у нее «плюс», а где «минус». Клеммы на «европейках» и «азиатках» могут различаться и формой, и расположением. На большинстве автомобилей разместить батарею с нештатной полярностью не удастся — не хватит длины проводов.
Бренд.
Никогда не покупайте батареи с неизвестным именем, даже по очень низкой цене. Мы советуем пользоваться списком победителей наших экспертиз: испытания такого уровня больше не проводит никто.
Цена.
Она обычно зависит от бренда. Заявленные электрические параметры — ток и емкость — определяются габаритами. Не слушайте советчиков, которые будут говорить про нежелательность «излишних» токов или ампер-часов. Перед установкой на машину непременно следует зарядить. После этого можно заводиться — и в путь.
ВОПРОСЫ:
1. Полезен ли индикатор-глазок?
Когда-то его применили в качестве забавной опции, а позднее многим фирмам пришлась «подтягиваться» до общего уровня. Формально он помогает визуально оценить уровень и плотность электролита, но лишь в одной из банок! Однако при «дурном» глазке вероятность удачного пуска мотора много ниже, чем при «добром».
2. Зависит ли емкость аккумулятор от величины отдаваемого тока?
Еще как. Возьмем батарею-победительницу, которая показала резервную ёмкость 149 минут при токе 25 А. Если перемножить одно на другое, то получится 62 Ач вместо обещанных 77 Ач. Однако ошибки нет: 77 Ач производитель гарантирует только в режиме 20 часового разряда при токе 1/20 от заявленной емкости, то есть 3,85 А. В данном случае, чем больше разрядный ток, тем меньше ампер-часов.
3. Надо ли в холодный сезон перед пуском мотора включать фары, чтобы разогреть АКБ?
Раньше это считалось полезным, но эксперты поменяли точку зрения. Батарея чуть разрядится, а разогреться при этом не сможет.
4. Как самостоятельно проверить исправность батареи?
Проще всего взять тестер и при холодном моторе измерить, не снимая клемму, так называемое НРЦ. При напряжении менее 12,5 В батарею надо зарядить, причем в теплом помещении. После заряда и выдержки (хранение батареи, отключенной от зарядного устройства) в течение 10-15 часов НРЦ должно составлять 12,5-12,7 В. Важно помнить, что если замер проводить сразу после заряда, то прибор покажет вовсе не НРЦ, а напряжение при заряде, которое может значительно выше.
5. Если установить на машину АКБ большей емкости, чем штатная, то не будет ли она недозаряжаться?
Это массовое заблуждение. Батарее ничто не мешает зарядиться полностью. И если, к примеру, при пуске двигателя батарея отдала 1 Ач, то ровно столько же должен вернуть ей генератор.
Победители экспертиз «За Рулем»
2018: Tyumen Battery, American, Medalist
2017: Medalist, Tyumen Battery, American
2016: Tyumen Battery Premium, Exide Premium, Varta
2015: Tyumen Battery Premium, Topla, Exide Premium
2014: Varta, Banner, Bosch
2013: Tyumen Battery Лидер, Mutlu, Royal
2012: Varta, Medalist, Topla
2011: Medalist, Panasonic, Titan
2010: Medalist, Varta, Зверь
2009: Varta, Medalist, А-мега
2008: Bosch, Medalist, Varta
2007: Mutlu, Аком, Medalist
2006: Varta, Medalist, Bosch
2004: Tyumen, Tyumen, Medalist
Источник: За рулем №11, 2018, Авторы: Михаил Колодочкин, Алексей Ревин
Алексей из Тюмени #
Что же вы, б..и московские, очевидное пытаетесь отрицать? Единственный завод аккумуляторов полного цикла в стране выдает из года в год качественную продукцию. На конвейры автозаводов не берут — проплачено конкурентами. На «свободном» рынке бьют под дых «сербские» и «турецкие» несанкционные твари(как польские яблоки и белорусские креветки). Тюмень «занесла»! Холуи шенгенские
Сергей #
Не курили бы Вы , Алексей из Тюмени , на ночь спец. эффекты.
МИХАИЛ #
Это с какого же перепуга он единственный полного цикла? АКБ хорошая у вас, никто не спорит, но дорогая «не по чину», продукцию FARMACOMа, думаю, уже никто и задаром не берёт (разве что «залётные»), турецкие АКБ очень качественные, напрасно ты так злишься, касательно «Тюмень занесла»- со стороны авторов, понятно, перебор, но и с «Холуями шенгенскими» уже ты сам лицо теряешь…
Михаил #
Алексей, нормальные аккумуляторы в Тюмени делает Алькор. ТАЗовские же батарейки выкипают на современных иномарках на раз-два, и у них дикий саморазряд. Это факт. Данные недостатки делают покупку Тюменских АКБ нецелесообразной для обычного потребителя.
Сергей #
Ну , автор отжигает постоянно . С ним все ясно . А что это за организация НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России , которая подписывается под этим «бредом» ? Если они проводят такие тесты , то МО надо задуматься о компетентности данных специалистов.
Borisovich #
Такого откровенно проплаченного теста не было. Совершенно понятно, что ни в каких магазинах г.Москвы данные АКБ не были приобретены. GS в москве, где куплен….не понятно, учитывая что тест должен был начаться весной 2018 г.
Илья #
Какой год подряд тюмень на первых местах… Вообщем, все надо тестировать самому, а верить ЗР очень трудно.
Сергей #
Бред.
Кирилл #
Тюмень больше денег «занесла»….