Электромобилей не хватит для создания дефицита на рынка лития и кобальта?

Рост спроса на литий и кобальт в последние годы со стороны производителей аккумуляторов, гаджетов и электромобилей привел к удорожанию металлов в три-пять раз. Это вызвало к жизни массу проектов, и уже к 2019–2020 годам рынки будут профицитными, полагают в АКРА. Но «Росатом» и «Норникель» и так не планируют заметно наращивать объемы выпуска металлов.

Рейтинговое агентство АКРА опубликовало прогноз развития до 2022 года рынков лития и кобальта. Эти металлы, используемые в производстве аккумуляторов, подорожали в 2015–2018 годах на 150% и 260% соответственно на фоне роста спроса со стороны производителей электромобилей. CRU по заказу Glencore подсчитало, что к 2030 году на электромобили придется 30% всех продаж автотранспорта, или 31,7 млн единиц. С другой стороны, рынок лития станет профицитным уже к 2019 году, а кобальта — в 2020 году.

Запасы лития в России, по оценке экспертов АКРА Максима Худалова и Натальи Пороховой, составляют около 900 тыс. тонн. Ресурсы в мире, по данным USGS,— 40 млн тонн, запасы — 14 млн тонн (крупнейшие — в Чили и Китае). Но выпуск лития в России к 2022 году может вырасти всего на 31% (до 2 тыс. тонн) при предполагаемом росте производства в мире более чем вдвое — до 90,3 тыс. тонн, прогнозируют в АКРА. В РФ литий выпускают подконтрольные «Росатому» Химико-металлургический завод и Новосибирский завод химконцентратов, есть планы по переработке отвалов месторождений Уссурийского края у «Русала». Эксперты АКРА отмечают, что доля России на мировом рынке лития (около 4%) может снизиться до 2–3% из-за значительного роста добычи в Китае, Южной Америке и Австралии. «Мы не видим крупных проектов в РФ, которые находились бы в финальной части реализации, а полноценная разработка проекта по производству лития с нуля требует более семи лет до начала добычи»,— отмечают в АКРА.

Запасы кобальта в РФ составляют 250 тыс. тонн, в мире — 7,1 млн тонн, из которых половина — в Конго. Прогнозы АКРА по выпуску кобальта в РФ более оптимистичные: к 2022 году объемы могут вырасти до 8,76 тыс. тонн со средних 5–5,5 тыс. тонн в 2014–2017 годах, обеспечивая рост на 60–75%. Мировое производство должно вырасти на 56,5%, до 151,8 тыс. тонн, а потребление — на 41,5%, до 148,6 тыс. тонн. Доля РФ на мировом рынке, сейчас составляющая 5%, к 2022 году может вырасти до 8%.

Единственный производитель кобальта в РФ сейчас ГМК «Норильский никель», раньше металл выпускали «Южуралникель» и «Уфалейникель». В 2016 году «Норникель» продал 5 тыс. тонн кобальта примерно на $115 млн, в 2017 году продажи металла в физическом выражении снизились на 40% (до 3 тыс. тонн, или $126 млн), следует из данных ГМК. При этом экспорт кобальта и изделий из него из РФ, по данным ЕЭК, в 2017 году составил 5 тыс. тонн, или $61,8 млн. В «Норникеле» “Ъ” сообщили, что в прошлом году «часть кобальта была реализована в виде полупродуктов, часть поступила в составе концентрата на Harjavalta (финский актив ГМК.— “Ъ”) и переработана за рубежом». В ГМК отмечают, что у компании нет возможности отдельно добывать кобальт и резко нарастить его производство, поскольку все металлы компании находятся в одной руде. Glencore планирует нарастить добычу к 2020 году в 2,5 раза, до 63–66 тыс. тонн.

При этом, как отмечает АКРА, традиционно доминирует на рынке Китай, крупнейший производитель аккумуляторов. Страна «контролирует до 20% известных мировых запасов лития», участвует в предприятиях, контролирующих еще 40% мировых запасов. Китай также обеспечивает до 80% химического производства кобальта и «широко вовлечен в добычу на территории Конго». Консорциум китайских предприятий в 2009 году создал с конголезской государственной Gecamines СП Sicomines, заявив об инвестициях в инфраструктуру Конго до $6 млрд в обмен на поставку КНР 10 млн тонн меди и 600 тыс. тонн кобальта. Но на страну давят, отмечают в АКРА. Сделка по Sicomines уже была трансформирована под давлением МВФ, западные компании постоянно поднимают вопрос законности приобретения кобальта у мелких поставщиков, эксплуатирующих детский труд.

Источник: Metaltorg

Метки:: ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы относитесь к приобретению термозащитного чехла для автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!