Кризис изменит структуру мирового авторынка
Мировые автопроизводители переживают сейчас непростые времена. На фоне усугубления финансового кризиса продажи легковых автомобилей продолжают снижаться рекордно быстрыми темпами, и эксперты говорят, что у автоконцернов остался один выход: объединяться с конкурентами или создавать совместные предприятия (СП), передает Reuters.
Яркий пример – немецкий автоконцерн Opel, купленный канадской Magna International в партнерстве со Сбербанком России, а также планы Fiat приобрести американский Chrysler. В ближайшее время тенденция к сделкам слияний и поглощений (M&A) будет набирать обороты, добавляют участники рынка.
«Слияние позволит автопроизводителям сократить расходы на исследования и разработки. Однако нельзя забывать, что ни один союз не превратит неприбыльные компании в преуспевающих автопроизводителей», — говорит аналитик Nomura International Майкл Тиндалл. Похожей точки зрения придерживаются и другие эксперты. По их словам, слияния и совместные предприятия позволят автоконцернам значительно сократить свои расходы.
Причем сами автопроизводители, кажется, полностью осознают всю серьезность ситуации. Например, глава PSA Peugeot Citroen Филипп Варин сообщил в начале месяца, что компания открыта для альянсов и сделок M&A, поскольку планирует в ближайшее время нарастить свое присутствие на мировой арене. Пока же французская компания, кстати, вторая в Европе по объему продаж по итогам 2008г., уже заключила партнерское соглашение с Mitsubishi Motor и ведет совместные разработки с BMW. Более того, некоторые эксперты ожидают, что Peugeot Citroen в конечном итоге объединится с итальянским Fiat.
Правда, некоторые автопроизводители считают, что слияние не приведет ни к чему хорошему. Например, глава Renault и Nissan Motor Co Карлос Гон напоминает, что пока ни одно слияние автоконцернов не стало успешным. По его словам, сейчас автопроизводителям следует заключать альянсы, когда каждая компания сохраняет автономию, но при этом получает часть акций другой компании. «Такая политика поможет автоконцернам сократить расходы и пережить кризис», — считает фактический глава альянса Renault – Nissan.
Вторит Карлосу Гону и ведущий экономист аналитической группы IHS Global Insight Нигель Гриффитс: «Мы считаем, что в ближайшее время все больше автопроизводителей будут объединяться в альянсы. Также, скорее всего, вырастет число совместных предприятий». Правда, по мнению аналитиков, нельзя исключать и появление новых компаний, образованных в результате сделок M&A. «Если у компании не будет другого выхода, ей придется на это пойти. Думаю, в этом году мы увидим незначительную консолидацию. Автоконцерны решатся на сделки слияний и поглощений, только если у них не останется другого выбора», — добавляет М.Тиндалл.
Стоит также отметить, что, по данным немецкой ассоциации автомобильной индустрии (VDA), конец кризиса в автомобильной промышленности еще не наступил, однако финал его достаточно близок. В частности, по мнению немецких промышленников, рынки России и США по-прежнему в глубоком провале, в то время как рынок Европы демонстрирует определенную неустойчивость. Согласно статистике, майские продажи на европейском рынке снизились сразу на 5% против того же периода в прошлом году. Продажи автомобилей в США сократились за первые пять месяцев 2009 года на 37% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Японский авторынок также демонстрирует слабую активность, сократившись на 17% за май и на 22% за первые пять месяцев с.г.