Эксперт: литиевые аккумуляторы опасны для самолетов
Вероятность пожаров на борту самолетов из-за повреждения литий-ионных аккумуляторов растет.
Я только что поговорил с человеком, который работал пилотом 46 лет, шесть лет летал за штурвалом Airbus A320, а последние 11 лет занимается расследованием причин пожаров на борту самолетов.
Капитан Джон Кокс, член лондонского Королевского авиационного общества, признается, что известные на данный момент факты о том, что произошло на борту пропавшего рейса EgyptAir MS804, приводят его в замешательство.
Если доступные нам маркеры времени верны (официально они все еще не подтверждены), на протяжении трех минут в самолете работали предупреждения о задымлении, затем четыре минуты лайнер находился в активном полете без каких-либо предупреждений, а затем две минуты он падал.
«Для пожара это слишком быстро. Для какого-либо взрыва, например бомбы, это слишком долго, — говорит Джон Кокс. — Я и многие другие эксперты начали чесать в затылке. Какая-то разгадка должна быть, но какая — пока совершенно непонятно»
Капитан Кокс рассказал, что ежегодно на борту самолетов в США случаются около 900-1200 инцидентов, связанных с задымлением. Если удвоить это число, получатся приблизительные данные по всему миру. Подавляющее большинство этих инцидентов заканчиваются благополучно, но иногда пожары все же приводят к авиакатастрофам.
500 аккумуляторов на рейс
При этом, по словам Джона Кокса, число инцидентов, связанных с задымлением, постоянно растет. Эксперт связывает это с двумя факторами: увеличением количества рейсов и быстрым ростом числа литиевых аккумуляторов, которые пассажиры берут с собой на борт.
По некоторым оценкам, в салоне самолета с сотней пассажиров сейчас можно насчитать до 500 литиевых аккумуляторов: в камерах и фотоаппаратах, в ноутбуках, планшетах, телефонах, электронных книгах и так далее.
Поврежденный аккумулятор представляет собой большую опасность.
«Допустим, человек засыпает. Планшет или телефон соскальзывает на пол. Человек двигает кресло и случайно ломает батарею», — говорит Кокс. Это может привести к пожару.
Если ваш литиевый аккумулятор куплен у известного, надежного производителя, то он хорошо протестирован и безопасен. Вероятность выхода из строя с опасными последствиями у таких батарей составляет один случай на десять миллионов.
Опасность дешевых аккумуляторов
Но за год, говорит капитан Кокс, на борт авиалайнеров попадает до 3,5 млрд аккумуляторов. А для катастрофы достаточно одного бракованного или поврежденного аккумулятора.
И кроме того, существует большой «серый рынок» дешевых аккумуляторов и зарядных устройств, а они бывают вообще никак не протестированы.
В современных авиалайнерах стоят детекторы дыма, но автоматические огнетушители есть только в багажных отсеках. Огонь в салоне должны тушить члены экипажа ручными огнетушителями. Они есть в каждом туалете, например.
В недавнем исследовании, соавтором которого был Джон Кокс, говорится, что пожары часто возникают в таких местах, куда экипаж во время полета не может добраться.
Джон Кокс также напомнил, что американское Федеральное управление авиации (FAA) недавно заявило, что избавиться от всех потенциальных источников возгорания на борту самолета невозможно.
Капитан Кокс летал на A320 и говорит, что это превосходная машина. Он не слышал, чтобы на лайнерах этой марки, в передней правой части, случались серьезные пожары. А этот «Эйрбас» в разных модификациях летает с конца восьмидесятых.
Многие авиакомпании в последнее время стали обучать своих сотрудников борьбе с возгораниями литиевых аккумуляторов.
Следует еще раз подчеркнуть, что мы пока не знаем, что именно стало причиной катастрофы египетского лайнера. Но риск пожаров на борту — это проблема, и капитан Кокс призывает авиаотрасль активнее ее решать.
Источник: BBC