«Вечеринка на авторынке закончилась»
Рынок новых машин в России обрушился в январе почти на четверть. Вслед за снижением спроса меняется и его структура: премиум-бренды увеличивают долю рынка, а массовые марки тянут продажи вниз. Эксперты единогласно сходятся во мнении, что в ближайшие месяцы спрос на автомобили продолжит существенно снижаться.
Рынок новых автомобилей в январе просел на 24,4% и составил 115,4 тыс. единиц. Это более чем на 37 тыс. машин меньше, чем было продано в январе прошлого года. Такие данные приводит в своем отчете комитет автопроизводителей «Ассоциации европейского бизнеса» (АЕБ).
«Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье, — приводит метафору председатель комитета Йорг Шрайбер. — Особенность нынешней ситуации в России заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства 2015 года увеличились значительно больше, чем обычно».
По его словам, изменение цен на рынке еще не закончилось, так что «головная боль может усилиться, прежде чем исчезнет окончательно».
Кризис ударил прежде всего по брендам, которые продают в России импортируемые автомобили, а также по массовым маркам. Бизнес-сегмент потерял в продажах не так много, а некоторые бренды даже умудрились нарастить объемы реализации.
Лидер продаж в России пока не сменился — это марка Lada, объем проданных машин которой составил в прошлом месяце 17,4 тыс. единиц. Это на 26% меньше в сравнении с этим же месяцем прошлого года. Но конкуренты отечественного производителя сокращают отставание.
Хороший старт в новом году показал бренд Hyundai, рост продаж у которого в прошлом месяце составил сразу 15% (12,7 тыс. единиц) относительно января 2014 года. Продажи KIA, занявшей третье место в рейтинге, выросли на 1% и составили 11,3 тыс. машин.
Компания Nissan, которая в числе немногих марок завершила прошлый год в плюсе, в январе потеряла в продажах сразу 18%. За прошлый месяц на российском рынке было продано 9,1 тыс. автомобилей марки.
Замыкает пятерку лидеров Renault, который занял в январе четвертое место в рейтинге АЕБ, продажи обрушились еще сильнее, чем в целом по рынку (на 32%), и составили всего 8,8 тыс. машин.
Крупнейший мировой автопроизводитель Toyota сократил объем продаж в прошлом месяце на 14% (7,1 тыс. единиц). Хотя, как и Nissan, эта компания закрыла прошлый год на российском авторынке в плюсе.
В топ-10 рейтинга по продажам вошла марка Merсedes-Benz (10-е место), которая обычно располагается на 15‒20-м местах. Компания реализовала в январе 3,1 тыс. машин, что сразу на 17% больше, чем было в этом же месяце прошлого года.
Выражаясь словами Йорга Шрайбера, вечеринка в январе продолжилась также у брендов Infiniti (+46%) и Porsche (+54%).
Что касается «горького похмелья», то оно наступило в январе у таких брендов, как Chevrolet, которые просели в продажах на 62%, Ford (‒57%), Opel (‒75%), Honda (‒80%). Обвалились январские продажи и у всех китайских брендов: Geely (61%), Great Wall (57%) и Chery (‒80%).
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что авторынок продолжит сокращаться в течение первого полугодия. «Большая часть спроса ушла на декабрь 2014-го, когда автомобили активно скупались из-за обесценивающегося рубля. Сейчас же потребителям нужно время, чтобы привыкнуть к новым ценам», — рассказал «Газете.Ru» Беспалов. — Хорошие продажи двух южнокорейских брендов объясняются как раз тем, что компании повышали цены не так сильно, как их конкуренты по бюджетному сегменту. Скорее всего, это политика материнской компании: она берет на себя убытки, чтобы не потерять долю рынка.
Эксперт считает, что по в 2015 году объем реализации «АвтоВАЗа» упадет не так сильно, как авторынок в целом. «Запуск Весты и других новых моделей производителя сможет оживить продажи», — поясняет собеседник.
Что касается продаж в премиум-сегменте, то они, по словам Беспалова, будут зависеть прежде всего от того, насколько сильно производители будут повышать цены. «В январе зафиксирован рост продаж по сегменту, что объясняется желанием потребителей успеть приобрести автомобиль, пока его цена не выросла еще больше, — говорит эксперт. — В 2015 году сегмент премиальных автомобилей, скорее всего, будет чувствовать себя лучше, чем рынок в целом».
В модельном рейтинге в январе появился новый лидер — седан Hyundai Solaris, сместивший модель Lada Granta на второе место. В прошлом месяце Solaris разошелся тиражом в 8,2 тыс. экземпляров.
В последний раз Granta уступала лидерство в ноябре прошлого года другой популярной южнокорейской модели — KIA Rio. А до этого момента бестселлер «АвтоВАЗа» 22 месяца подряд не подпускал конкурентов к вершине рейтинга продаж. В январе же было реализовано только 7,7 тыс. единиц этой модели.
Третья строчка — у KIA Rio, которая была распродана в количестве 5,7 тыс. штук. Хороший прирост продаж показала модель Renault Logan (3,3 тыс. единиц), поднявшаяся в январе на несколько строчек и оказавшаяся на четвертом месте. Место в «пятерке» в январе досталось также Volkswagen Polo (3,3 тыс. единиц).
По мнению экспертов, спрос на бюджетные иномарки будет в течение года падать из-за роста цен. При этом модели, которые импортируются в России, купить станет сложнее.
Директор дилерского центра Toyota Lexus Рольф Ясенево Татьяна Форнасова отмечает, что «народные» автомобили страдают от кризиса сильнее всего. Цены на них будут ступенчато повышаться и дальше, толкая рынок вниз, — рассказала «Газете.Ru» Форнасова. —
При этом спрос на автомобили премиального сегмента рос еще до обвала рубля, а сейчас, с наступлением нестабильности в экономике, премиум будет увеличивать свою долю рынка. Даже в массовом сегменте более уверенно идут продажи дорогих автомобилей».
Директор дилерского центра BMW компании «Авилон» Евгений Королев отмечает, что сейчас дилеры продают автомобили импортного производства по предзаказам. «Большую часть своего стока дилеры по возможности формируют из моделей локальной сборки, — рассказал «Газете.Ru» Королев. — Но есть и исключения, когда производители смогли зафиксировать курс и предоставлять клиентам так называемый прайс протекшн, то есть гарантировать предложенную цену от валютных колебаний, что положительно сказывается на их продажах».
Напомним, что падение продаж новых машин в России по итогам 2014 года составило 10,3%, притом что в декабре благодаря обвалу рубля и ажиотажному стремлению россиян избавиться от него авторынок показал абсолютный рекорд продаж.
Ожидания на текущий год куда хуже: в АЕБ прогнозируют падение на 24% и возвращение к показателям 10-летней давности. По прогнозам аналитиков PwC, сокращение российского авторынка может достичь рекордной цифры в 35%. В то же время отдельные производители считают, что авторынок может обрушиться и на 50%.
Источник: Газета