Технология EnSol: эра свинцовых АКБ заканчивается

ensolАльянс инновационных компаний, разрабатывающих умные литий-ионные батареи, с таким гигантами как Panasonic может поставить точку в долгой истории свинцовых батарей, которые не идут ни в какое сравнение с балансируемыми необслуживаемыми Li-ion аналогами.

Сразу оговоримся, что речь сейчас пойдет о промышленных аккумуляторных батареях (АКБ). Тех, что могут весить тонну и устанавливаются, в частности на автопогрузчики, ричтраки и прочую складскую технику, а также электрический общественный транспорт. Сколковский резидент (ЭЭТ кластер) – компания EnSol, один из участников форума «Открытые инновации» придумала, как управлять этими большими батареями. Их умные аккумуляторы уже работают на машинах «Универсал-Спецтехники», у нескольких десятков заметных на рынке электрических B2B машин компаний.

Что удалось сделать EnSol? Их инженеры научились мониторить каждую ячейку ЛИА (литий-ионного аккумулятора) и осуществлять балансировку зарядов в ней. Что это дает на практике? Говорит Александр Шелобанов, руководитель складского комплекса компании «Нимал» (один из крупнейших участников рынка систем кондиционирования): «Мы установили батарею от EnSol на ричтрак и сравнили результаты работы с машиной с разными типами питания: одна на ЛИА, вторая – на стандартной свинцово-кислотной батарее. Огромным плюсом использования литий-ионных батарей на складской технике оказалась сравнительная простота эксплуатации: работа машин может осуществляться практически непрерывно – с минимальными остановками на восстановление заряда, в то время как свинцово-кислотная батарея может «сесть» за 4-5 часов при интенсивном режиме работы, оставив склад без техники в середине смены». (цит. с сайта «Универсал-Спецтехники»). Устами человека, работающего ежедневно на складе по сути высказаны основные преимущества технологии и недостатки свинцовых АКБ: эффект памяти, длительный заряд, ограниченный срок службы и т.д. К тому же свинцовая батарея весит довольно много (чтобы демонтировать требуется кран или второй погрузчик), а для ее хранения нужно специальное помещение. Нужны специалисты, которые знают как утилизировать и хранить свинец и так далее. А Li-ion, как в наших гаджетах: подключил-зарядил-работай дальше.

Константин Клейн, коммерческий директор EnSol в интервью Sk.ru сказал, что на прошедшей недавно в Москвы специализированной выставке «CeMAT Russia-2014» его компания выставила на стенде «Универсал-Спецтехники» (крупнейший в России поставщик погрузчиков и складского оборудования) полную линейку Li-ion АКБ. Тем самым как бы символически продемонстрировано, что рынок готов на переход «от свинца к литию». В этом году компания переоснастила своими батареями уже около 200 погрузчиков и продолжает стремительно продвигаться в сегмент складской техники. И еще несколько цифр для полноты картины: у нас в стране в год продается около 15 тысяч электрических погрузчиков, а всего их парк составляет примерно 200 тысяч машин. Каждую свинцовую батарею нужно утилизировать в среднем через три года. Срок службы, как видим, весьма ограничен, а стоит она, тем не менее, от 250 тыс. рублей за штуку.

ensol1

В глобальных масштабах, согласно данным германского аналитического центра Roland Berger Strategy Consultants, к 2015 году объём рынка промышленных литий-ионных батарей составит примерно $9 млрд. Причем по миру рынок Li-ion АКБ достаточно энергично консолидируется несколькими ключевыми игроками, среди которых Panasonic / Sanyo. И есть еще четыре игрока: AESC, LG Chem, A123 и SB LiMotive. Вот эта пятерка и получит, считают немецкие аналитики, 70 процентов этого столь многообещающего глобального «литиевого пирога». И к чести EnSol они уже успели запрыгнуть на гребень этого «девятого вала Li-ion консолидации» и не далее как в конце сентября подписали с Panasonic договор о сотрудничестве. Речь идет о разработке третьего поколения умных литий-ионных аккумуляторов, которые будут работать на ячейках японского концерна: они компактнее за счет уменьшения размера самих ячеек, служат дольше аналогов и надежны благодаря стандартам качества Panasonic. EnSol предстоит научиться мониторить, балансировать и управлять зарядами больших массивов, собранных из миниатюрных японских ячеек.

Николай Грачев, вице-президент, исполнительный директор Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» считает, что благодаря этой договоренности открываются очень серьезные перспективы глобального развития EnSol – ведь речь идет об основном мировом производителе. Вместе с EnSol им удастся создать управляемые батареи по конкурентной цене. «Российский малый инновационный бизнес, понимая, на какой рынок он выходит, и, выстраивая правильные отношения с партнерами, может создавать хороший продукт. Это технологическое решение, которое действительно конкурентоспособно на мировом уровне и команда, на которую стоит ровняться», — сказал он на пресс-конференции «CeMAT Russia -2014», где огласили договор с Panasonic. В интервью Sk.ru он также сказал, что новое технологическое решение для умных батарей следующего поколения будет рассматриваться на предмет поддержки Фондом «Сколково», рассмотрение грантовой заявки должно состояться уже в этом году.

Источник: Олег Никишенков, Сколково

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!