Аккумуляторный ликбез: хранение и предпродажная подготовка автомобильных АКБ
При поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы продолжаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. В этой статье мы рассмотрим основные правила хранения и предпродажного обслуживания автомобильных аккумуляторов. Данная статья в первую очередь предназначена для торгового персонала, однако эта информация, будет несомненно полезна и обычным автовладельцам.
Условия хранения
1. Необходимо обеспечить постоянный оборот запасов АКБ во время хранения. Придерживайтесь правила FIFO — «первый прибыл – первый выбыл». Современные аккумуляторные батареи имеют низкий уровень саморазряда, и постоянный оборот АКБ на складе не позволит им излишне разрядиться, а у покупателя будет возможность купить аккумулятор в хорошем состоянии.
2. Необходимо обеспечить хранение АКБ в сухом, прохладном, хорошо проветриваемом помещении.
3. Необходимо обеспечить защиту АКБ от избыточного тепла (в тепле батареи быстрее разряжаются, а избыточное тепло может повредить АКБ).
4. Необходимо обеспечить хранение АКБ в вертикальном положении, для того чтобы исключить случайное падение и пролив электролита.
5. Нельзя ставить АКБ без индивидуальной упаковки одну на другую (чтобы на них не появлялись царапины, не обрывались этикетки, а также чтобы не повредить выводы, выступающие над крышкой).
6. Храните АКБ, упакованные в стретч-пленку, не более 3-х слоев в высоту, иначе они могут упасть и нанести травму персоналу.
7. Нельзя снимать специальные герметизирующие наклейки с сухозаряженных АКБ вплоть до заливки их электролитом (при разгерметизации батареи внутрь попадет воздух, и АКБ потеряет заряд).
8. Храните АКБ на стеллажах или на паллетах, — не на полу (маленькие камни и острые выступы на бетонном полу могут повредить дно и стать причиной протечки электролита).
Обслуживание на складе
Залитые заряженные АКБ
1. Идеальная ситуация — когда батарея устанавливается на автомобиль в течение 15 месяцев от даты производства, при этом напряжение без нагрузки должно быть выше 12,4 В (минимально допустимое напряжение — 12,25 В).
2. При падении напряжения ниже 12,4 В во время длительного хранения необходимо подзарядить батареи. При этом нужно соблюдать все необходимые меры предосторожности. Повторная подзарядка для «кальциевых» батарей рекомендуется через 6 месяцев. До продажи АКБ должна быть подзаряжена не более 2-х раз и продана не позднее 9 месяцев после первой подзарядки.
- Периодическая проверка напряжения должна проводиться обязательно, и для того чтобы выявить более старые АКБ, и для того чтобы обнаружить батареи, требующие подзарядки.
- Используйте цифровой вольтметр или мультиметр с 2-значным разрядом чисел минимум (например, 12,76 В).
- Утилизируйте батареи с напряжением ниже 11 В (такие АКБ имеют необратимую глубокую сульфатацию, поэтому не отдадут заявленных характеристик).
ВАЖНО! Цифровые тестеры проводимости АКБ, такие как Midtronics и Bosch 121:
— не предназначены для проведения испытаний новых АКБ
— не предназначены для замера тока холодной прокрутки (CCA) новых АКБ
— предназначены только для проверки и оценки состояния бракованных или бывших в употреблении батарей
— любые показания тока холодной прокрутки или технического состояния новой АКБ НЕ являются достоверными.
Сухозаряженные АКБ
- Если сухозаряженные батареи хранятся в сухом и прохладном месте, и на них сохраняются специальные герметизирующие наклейки, то АКБ не требуют какого-либо особого внимания.
- Максимальный срок хранения сухозаряженных АКБ до заливки электролитом составляет 24 месяца.
- Если герметизирующие наклейки повреждены, АКБ нужно немедленно залить, и обращаться с ней как с залитой заряженной АКБ.
Активация сухозаряженных АКБ
- Активируйте сухозаряженные АКБ только при продаже их покупателю.
- При установке уберите все наклейки, пленку или фольгу.
- При установке снимите вентиляционные пробки и колпачки для клемм (обычно красные и черные).
- Для заливки используйте раствор аккумуляторной серной кислоты (электролит) с удельной плотностью 1,27 – 1,28 при температуре 25С (низкокачественный электролит с примесями может серьезно снизить срок службы АКБ, иногда всего до нескольких дней. Не используйте также электролит из старых батарей).
- Температура электролита и АКБ должна быть комнатной 15 — 30С.
- Залейте в каждую ячейку электролит, так чтобы его уровень был на 3-6 мм выше края сепаратора. Залейте последовательно все ячейки за один проход.
- Оставьте АКБ на 20-30 минут, а затем измерьте напряжении разомкнутой цепи. Если напряжение будет ниже 12,5 В, то подзарядите батарею. Если оно выше 12,5 В, долейте раствор серной кислоты с удельной плотностью 1,27 – 1,28 в ячейки до рабочего уровня.
- Верните на место вентиляционные пробки и колпачки для клемм.
- Помойте батарею горячей водой и обсушите.
- Помните, что не рекомендуется проверять характеристики свежезалитых сухозаряженных АКБ цифровыми тестерами (Midtronics и Bosch 121). Результаты могут быть недостоверными до того момента пока АКБ не начнет эксплуатироваться.
Контроль уровня электролита
- Используйте для доливки ТОЛЬКО дистиллированную или деионизированную воду (электролит используется только для первоначальной заливки). Не используйте бутилированную минеральную воду, так как содержащиеся в ней примеси могут увеличить потерю воды и ускорить саморазряд АКБ.
- Не заливайте АКБ, требующую подзарядки, до максимального уровня (при зарядке уровень повысится). Однако, если уровень электролита ниже верхнего края сепаратора, долейте дистиллированной или деионизированной воды до того момента пока сепараторы не будут закрыты.
- Доливайте до максимального уровня только через час после подзарядки.
- При возможности нужно периодически проверять и регулировать уровень электролита в АКБ.
- Если максимальный уровень электролита указан на корпусе АКБ, заливайте до этой отметки.
- Если нет максимальной отметки, но есть специальные заливные трубки, заливайте до дна этих трубок.
- Если нет ни отметки, ни трубок в полипропиленовых АКБ, заливайте на 7 мм ниже нижнего края крышки.
- Если нет трубок в АКБ с эбонитовым корпусом, заливайте на 15 мм выше верхнего края сепаратора.
Читайте также:
- Аккумуляторный ликбез: общее знакомство с автомобильными аккумуляторами
- Аккумуляторный ликбез: основные причины отказов автомобильных АКБ
- Аккумуляторный ликбез: отраслевые стандарты и маркировка автомобильных АКБ
- Аккумуляторный ликбез: правила зарядки автомобильных аккумуляторов
Источник: GS Yuasa
Михаил #
Майн либер фройнд BATTMAN, почему нельзя? Повторяю- подавляющее большинство этих приборов сертифицировано, поэтому по крайней мере, для оценки на «больше-меньше» они являются неоценимым помощником специалиста по диагностике. Касательно новых и б/у батарей- а разве методика их проверки по EN имеет какие-то отличия? Точно так же и с тестерами… Касательно источника информации- ни разу не имел удовольствия диагностировать изделия GS YUASA новые. Не могли бы вы взять новое изделие, подключить к нему MIDTRONICS, произвести измерения и опубликовать здесь фотографию? Это было бы очень полезно в плане понимания и просветления…
BATTMAN #
Не хочу сейчас включаться в полемику, так как эта тема будет более подробно освещена в наших будущих публикациях. Могу лишь дать Вам, Михаил, для размышления некоторые тезисы:
1. Сертификация устройства, особенно в нашей стране, не говорит практически не о чем.
2. Сравнивать можно только полностью одинаковые батареи, так как конструкция и материал решетки, толщина и состав пасты, тип, толщина и пористость сепаратора и т.д. влияют на показания.
3. Внутреннее сопротивление (на основе которого тестер высчитывает CCA) новой батареи в процессе разряда/заряда изменится, так как изменится проводимость пасты. Именно поэтому по стандарту EN 50342 необходимо «тренировать» батарею несколькими циклами в ходе испытаний.
4. Поставляемые нами батареи производства GS YUASA имеют доступ к электролиту, поэтому мы не используем вынужденные в случае с герметичными батареями процедуры тестирования цифровыми тестерами типа Midtronics. Если есть интерес, могу сделать Вам подарок на Новый Год и выслать батарею.
Михаил #
по п.1 не надо клеветать на наши и, особенно зарубежные, сертификационные органы.
Я, например, когда первый раз получал сертификат на право диагностики причин отказа стартерных АКБ, так и испытания проводили в лаборатории, и приборы применяемые проходили госповерку (два мультиметра, кстати дорогих, зарубили, а обычный 200рублёвый DT830 прошёл…), а какую кучу бумаг пришлось принести-это отдельный разговор.
п.2 потребителю по фиг эти различия, ему нужна более мощная батарея, а на «больше-меньше» тестеры проверяют абсолютно корректно.
п.3 проверял я как раз недавно одну батарейку от EXIDE, здорово недодающую показатели, по рекомендации спецов завода сделал 45 циклов- никакого результата!
по п.4 F ваша батарейка просто красавец! с пробками- это идеально для самой достоверной диагностики по поводу степени заряженности и износа. Но CCA даже у неё ареометром не измеришь- нужен MIDTRONICS///
BATTMAN #
Да уж… И я хотел этому человеку новогодний подарок сделать. Меня же еще в клевете обвиняют.
В общем, следите, Михаил, за публикациями.
Михаил #
Всегда и со вниманием!
Михаил #
С чего вы взяли, что проверять состояние новых АКБ тестером нельзя? Вам об этом сказали их производители? Или представители EXIDE, у которого как раз сейчас такие проблемы- некоторые новые АКБ не выдают заявленные показатели? Но если я у себя на складе проверяю одним и тем же тестером (а ещё лучше тремя!) в одно и то же время при той же температуре одинаковые АКБ различных производителей, на которых заявлены одинаковые показатели, то логично предположить, что АКБ, показавшая более высокий результат при экспресс-проверке тестером, будет аналогичный результат показывать и при испытаниях по EN. По крайней мере, для сравнения на «больше-меньше» этого вполне достаточно. Более того, у меня уже более 6лет практикуется входной контроль (показатели-НРЦ, плотность, ток по MIDTRONICS), и, если в течение двух лет какая-то АКБ одного и того же производителя проходила его без проблем, а вчера пришла с вопиющим отставанием от заявленных показателей, и никакими ухищрениями- подзарядкой, имитацией 50стартов и т.д. не удалось даже на процент приблизиться к заявленному результату, то, опять-таки, логично предположить, что именно в этой последней партии какой-то производственный «косяк», а тестеры ни при чём… Как говорится, «если какая-то тварь выглядит. как собака, и лает, как собака, то, скорее всего, это и есть собака!»
Кроме того, давайте не забывать о юридической стороне- на этикетке написано «1000А»- изволь выдать потребителю 1000А, а MIDTRONICS сертифицированное изделие, покупатель имеет право потребовать измерения именно им…
BATTMAN #
В статье не говорится, что нельзя проверять. Для получения приблизительной сравнительной оценки однородной выборки батарей (например, одного производителя из одной линейки) или для проверки НРЦ их применять, конечно, можно. Но проверить заявленный на этикетке ток данные приборы не способны. Мы еще вернемся к данному вопросу в наших дальнейших публикациях.
Что касается источника информации, то в статье он четко и ясно указан — GS YUASA. При чем здесь EXIDE?
Кстати, совсем недавно данная тема уже затрагивалась на портале —http://www.battery-industry.ru/?p=11003