Загорелся значок аккумулятора на панели приборов: чем это грозит и что делать

При повороте ключа зажигания на щитке приборов автомобиля зажигается несколько контрольных ламп. Среди них — символ батареи. Если значок аккумулятора на приборной панели горит красным, он указывает на проблемы в электросистеме, которые могут иметь далеко идущие последствия. Рассказываем, как провести простейшую диагностику и понять, почему горит лампочка аккумулятора. И что делать в этом случае.

Как работает лампа аккумулятора

После включения зажигания запускается самодиагностика автомобиля — на приборной панели на пару секунд загораются основные контрольные лампы, связанные с подушками безопасности, ABS, давлением масла и так далее. В том числе загорается значок аккумулятора. Когда двигатель запускается, все лампы, как правило, гаснут. Но если и после этого горит аккумулятор на панели приборов, налицо неисправность.

Прежде чем перейти к возможным причинам, разберём, как работает лампа аккумулятора. Вкратце это можно описать так. После включения зажигания напряжение подаётся через предохранитель на лампочку на приборной панели и затем на генератор. Соответственно, индикатор загорается. Генератор, в свою очередь, после запуска мотора начинает зарядку АКБ, выдавая те же 13–14 вольт напряжения — поэтому контрольная лампа гаснет. Это говорит о том, что неисправностей в бортовой электросети нет и всё работает так, как и должно.

Почему на приборной панели горит значок аккумулятора

О проблемах свидетельствует следующее: после запуска горит значок аккумулятора или даже мигает. Скорее всего, генератор не подзаряжает батарею, и запас энергии в ней может очень быстро закончиться. Если продолжить движение, автомобиль через какое-то время заглохнет и двигатель не получится запустить снова. Эксплуатация машины в таком режиме чревата выходом из строя электронных блоков и деградацией самого аккумулятора.

Кроме того, из-за заглохнувшего во время движения по оживлённой дороге мотора может возникнуть аварийная ситуация, поэтому, если загорелся значок аккумулятора уже в процессе движения, нужно отнестись к проблеме максимально внимательно и серьёзно.

Итак, если горит лампочка аккумулятора, в чём причина?

  • Ослабло натяжение ремня генератора, или он оборвался.
  • Сильно изношены подшипники вала генератора (в этом случае лампа на панели приборов моргает неравномерно).
  • Изношены щётки генератора (в основном эта неисправность относится только к старым автомобилям).
  • Есть проблемы с клеммным контактом на генераторе (даже несмотря на их защиту, со временем они могут окислиться, что приведёт к снижению проводимости).
  • Возникли обрыв или замыкание обмотки генератора (в этом случае лампа будет гореть тускло, а при добавлении оборотов гаснуть).
  • Вышло из строя реле-регулятор напряжения, который поддерживает правильный заряд аккумулятора, регулируя ток, поступающий от генератора в электросеть автомобиля (в этом случае лампочка аккумулятора светится тускло, мигает или горит постоянно).
  • Неисправен диодный мост (он преобразует переменный ток, вырабатываемый генератором, в постоянный: красный значок аккумулятора в случае поломки может или гореть постоянно, или моргать).

По статистике, чаще всего в генераторе отказывает диодный мост. Вторая по популярности причина — износ щёток. Совсем редкая и, как правило, не внезапная — проблема с подшипниками вала.

Также в щитке горит «чек» аккумулятора в случае полного или частичного выхода из строя АКБ, низкого уровня электролита, окисления клемм или проблем с проводкой батареи. То есть генератор может быть исправен, но сам аккумулятор попросту не принимает заряд.

Иногда горит аккумулятор на панели из-за повреждения проводов или контактов, а мигает значок аккумулятора — из-за проблем с теми же контактами генератора, включая «массу», а также дефекта силового провода к аккумулятору.

Кроме того, бывают случаи, когда лампа зарядки аккумулятора горит только на холостых, а на оборотах повыше — гаснет. Тогда проблема кроется в щёточном узле, и такого режима работы двигателя недостаточно для нормальной работы генератора. В этом случае стоит обратиться на сервис и проверить как сами щётки, так и токоведущие кольца на роторе генераторе. Скорее всего, щётки придётся менять, а кольца — шлифовать и чистить.

Что делать, если на панели приборов загорелся аккумулятор

Конечно, лучше первым делом остановиться и выяснить, в чём дело. Но если проблема возникла во время езды, а у вас нет возможности провести диагностику и сразу устранить неисправность, не стоит паниковать. У аккумулятора есть так называемая резервная ёмкость, которая измеряется в минутах и указывается на корпусе (правда, не всегда). То есть батарея рассчитана на аварийную ситуацию — при отключении мощных источников энергопотребления (обогрев стёкол и сидений, «печка», аудиосистема, дальний свет фар и так далее) она позволит использовать накопленную энергию, чтобы добраться домой или до ближайшего сервиса, где могут определить причину неисправности и устранить её. В среднем при полностью заряженной батарее автомобиль может проехать примерно 40 километров, но только при по максимуму отключённых энергопотребителях.

Если вы решили провести диагностику самостоятельно, то сначала проверьте приводной ремень генератора — одну из частых причин, почему может загораться значок аккумулятора на панели приборов.

Как это сделать? Нужно заглушить двигатель, открыть капот и осмотреть ремень: он должен быть целым, без следов износа и трещин, а также сухим, без потёков масла, воды и других жидкостей. Далее проверяем степень натяжения, просто попробовав ремень рукой, — на длинном «плече» между шкивами он может максимально скручиваться примерно на 90 градусов. Или же можно надавить на ремень большим пальцем: он должен прогибаться не более чем на 6–10 мм, конкретная величина зависит от модели автомобиля.

Далее проверяем напряжение на аккумуляторе. Самое простое — с помощью мультиметра.

Исправная заряженная батарея, в случае если мотор был недавно заглушен, должна показывать 12,5–13,0 В. Разряженная или дефектная — менее 12 В. И такое низкое значение является первым признаком, что генератор не работает.

Чтобы проверить генератор, необходимо запустить двигатель, дождаться, пока обороты упадут ниже прогревочных, и замерить ток на клеммах аккумулятора. Нормальные показатели — 13,8–14,5 В (ниже — это недозаряд, выше — перезаряд). В качестве дополнительной проверки можно чуть увеличить обороты — если показания прибора не меняются, оставаясь в пределах нормы, всё в порядке и перезаряда нет.

Далее попробуйте включить потребители энергии (дальний свет фар, обогрев заднего стекла, климатическую установку) и ещё раз проверить показания мультиметра. Они могут скакать, но должны оставаться всё в тех же пределах — 13,8–14,5 В. В случае исправного реле-регулятора и заряженного аккумулятора напряжение будет стремиться к минимальным значениям в этом диапазоне, так как он не должен допускать перезаряда батареи.

Если во всех случаях показания остаются в пределах нормы, но чек аккумулятора всё ещё горит, это может означать неисправность самого реле индикатора. Его проверить просто: если при выключенном зажигании индикация неисправности не пропадает, значит, реле остаётся замкнутым — так быть не должно, и его нужно менять.

Когда показания мультиметра ниже нормы (меньше 13,8 В и падает), значит, вся энергосистема автомобиля работает только от аккумулятора. В этом случае нужно выключить все потребители энергии, чтобы сэкономить как можно больше заряда АКБ, и продолжить движение до ближайшей СТО или вызвать эвакуатор.

В вечернее время работа машины исключительно от аккумулятора будет видна по более тусклому свету фар и подсветки всех приборов. Это тоже знак того, что нужно выполнить диагностику или срочно обратиться на сервис.

Если с генератором всё в порядке, проблема чаще всего кроется в самом аккумуляторе. Что делать в таких случаях?

  • Проверить срок службы аккумулятора.
  • Если аккумулятор достаточно «свежий», можно зачистить мелкой наждачкой клеммы для устранения окислов и проверить надёжность их контакта с силовыми проводами.
  • Когда это не помогает, зарядите аккумулятор с помощью специального устройства.
  • Кардинальный способ гарантированно решить проблему — заменить АКБ на новую.

Итак, совсем коротко

  • Если горит лампа аккумулятора на панели приборов, существуют две наиболее вероятные причины: поломка генератора или выход из строя аккумулятора.
  • Сначала стоит оценить исправность генератора: можно осмотреть его визуально, проверить натяжение ремня, а затем узнать точное напряжение. Последнее несложно сделать с помощью мультиметра.
  • Если генератор в порядке, скорее всего дело в самом аккумуляторе.
  • Стоит проверить напряжение на аккумуляторе, в случае необходимости зарядить его с помощью специального устройства или же заменить на новый.
  • Если после этого всё ещё горит значок аккумулятора, то следует отогнать автомобиль на сервис для более детальной проверки на предмет возможных неисправностей.

Источник: auto.ru

________________________________________________________________________________

BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram

Метки:: , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

При равной цене какой аккумулятор Вы бы поставили на свой японский автомобиль (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!