Как автобизнес пережил 2022 год: спрос, цены, объём предложений
Для автомобильной индустрии 2022 год начинался достаточно оптимистично. Рынок частично восстановился от последствий коронавируса, объёмы производства машин приближались к доковидным показателям, покупательская активность радовала дилеров и частных продавцов.
Конец февраля обернулся новым кризисом. Большинство иностранных автокомпаний приостановили работу в России, а позже покинули рынок. Местные производители столкнулись с дефицитом комплектующих и вынуждены были выстраивать новые логистические цепочки, что привело к падениям объёмов выпуска. Вместе с тем, резкий рост цен на машины из-за нестабильных курсов валют сильно отразился на желании и возможности россиян купить автомобиль.
Эксперты Авто.ру изучили ключевые показатели авторынка — спрос, цены, объём предложений, структуру рынка и многое другое — и подвели итоги года.
Как менялось количество объявлений и структура рынка
Что происходит на вторичном рынке
Март оказался худшим месяцем в 2022 году с точки зрения количества предложений о продаже подержанных автомобилей: их объём по сравнению с февралём упал на 13%. Продавцы попросту находились в неопределённости, поэтому снимали машины с продажи.
Сильнее всего сократилось число предложений от дилеров — минус 22%: они «придерживали» машины, дожидаясь более спокойного периода. Объём объявлений от профессиональных продавцов в эти месяцы сократился на 13%, от собственников — на 9%. При этом последние чуть дольше реагировали на обстановку: наиболее сильное снижение числа объявлений пришлось на конец марта и начало апреля, в то время как профессиональные игроки стали снимать публикации уже в первой половине марта.
С апреля рынок начал восстанавливаться. Уже в июле предложений сделалось на 58% больше, чем было в марте, и даже на 15% больше, чем в июле-2021. Одним из триггеров роста рынка стал параллельный импорт.
Сейчас на Авто.ру насчитывается на 36% больше предложений о продаже подержанных автомобилей, чем в начале года. Каждый пятый из них (21,4%) — в продаже от дилера, а на долю объявлений от собственников приходится почти 72% классифайда. При этом во второй половине года дилеры начали «отбирать» долю рынка у собственников и постепенно возвращаться к докризисным показателям (доля дилеров в январе — 26,2%).
Осторожно позитивный итог — рынок становится моложе: в перепродаже появляется больше свежих автомобилей. Вариантов не старше двух лет за год стало почти вдвое больше: их доля среди предложений на Авто.ру в декабре достигла 11,6%. Ещё 17,6% (плюс 1,1 п.п.) — экземпляры не старше 5 лет. Почти не изменилась доля экземпляров средних возрастов: каждый пятый — 2013–2016 годов выпуска. Четверть предложений, как и в начале года, — не старше 2008 года выпуска, а вот доля машин не моложе 15 лет сократилась с 32 до 25%. Но стоит понимать, что во многом рынок становится свежее из-за эффекта низкой базы, а также за счёт импортированных в последние полгода машин.
Вместе с этим, в продаже становится больше «здоровых» автомобилей — то есть машин с высоким рейтингом (81–100 баллов) в отчётах Авто.ру: без крупных ДТП, не работавших в такси и каршеринге, с хорошей историей, без скрученных пробегов и т.п. За год доля таких машин на классифайде выросла на 3 п.п., до 33,4%. Не идеальных, но хороших вариантов (61–80 баллов) стало чуть меньше — 58,7% против 61,7% в начале года. Сократилась и доля «уставших» автомобилей (минус 0,4 п.п.).
А что с новыми машинами?
Рынок новых машин весной «качало» сильнее. В марте количество объявлений на Авто.ру упало вдвое относительно начала года, но быстро стало восстанавливаться: например, апрель к марту — плюс 58%. В июне рынок добрался до «нового плато» — 65–70 тысяч предложений.
Но докризисного уровня рынок новых машин так и не достиг, потому что Россию покинули многие производители (например, доля немецких машин упала с 20,1 до 7,3%, японских — с 18,2 до 15,7%, французских — с 12,5 до 3,4%), а также сохраняются логистические сложности. Однако доля предложений с российскими машинами выросла с 13,3 до 18,2%, а корейскими — с 19,9 до 27%. А ещё альтернативой автомобилям ушедших брендов стали модели китайских марок.
Отдельно про «китайцев»
В этом году доля автопроизводителей из Китая выросла с 8,3% в январе до 26% в декабре. Доля подержанных машин почти не изменилась — пока что она держится на уровне 2%.
Вместе с долей растёт и выбор. В сегменте новых машин количество моделей из КНР, представленных на Авто.ру, к декабрю увеличилось до 50 — на 23 модели больше. Среди предложений с пробегом число моделей превысило 200 штук (плюс 25%).
Например, в продаже появились Haval Dargo, Omoda C5, Skywell ET5, Voyah Free и многие другие. Количество марок тоже стало больше: сегодня на Авто.ру представлена 21 китайская марка среди новых автомобилей и 42 — среди подержанных.
Как менялись цены
*Статистику цен аналитики Авто.ру изучали по средней цене листинга на классифайде. Отметим, что на цене листинга сказывается не только непосредственное изменение стоимости машины, но и изменение структуры предложений. Например, чем больше в продаже недорогих машин, тем ниже будет средняя цена листинга.
Новые автомобили
Цены на новые автомобили резко подскочили вслед за курсами доллара и евро. В марте средняя цена выросла на 23% (до 3,7 млн руб.) относительно февраля, а в апреле поднялась ещё на 5% (до 4 млн). Пик был зафиксирован во второй половине марта: средний прайс приближался к 4,3 миллиона рублей.
Дальше цены начали немного снижаться. Частично это случилось, потому что улучшилась доступность: дилеры стали размещать запасы, которые в начале кризиса было решено «придержать». Вместе с этим в продаже появились относительно недорогие «китайцы», что отразилось на структуре рынка. Кроме того, у дилеров постепенно заканчиваются запасы дорогих европейских и японских автомобилей. Сейчас новые машины на Авто.ру стоят в среднем 3,4 миллиона рублей — на 11% дороже, чем в начале года.
Основную долю рынка сейчас занимают машины в ценовом сегменте от 3 до 5 миллионов рублей — 35%. Это втрое больше, чем было в начале года. В то же время резко просел сегмент моделей по цене от 800 тысяч до 1,5 миллиона рублей — с 31 до 9,5%. Ещё 7,5% (плюс 3 п.п. к началу года) приходится на бюджетные машины, до 800 тысяч (в основном это Lada Granta), треть предложений — за 1,5–3 миллиона (минус 4 п.п.), и 14% машин (минус 1,5 п.п.) — дороже 5 миллионов рублей.
Автомобили с пробегом
Вторичный рынок среагировал на изменение экономической ситуации с задержкой, хотя цены выросли тоже сильно. В марте средний прайс поднялся на 14% (до 1,2 миллиона рублей) относительно февраля, потом ещё на 9% (до 1,3 млн) в апреле. К лету цены упали примерно до 1,2 миллиона, но в четвёртом квартале начали резко расти: в октябре средняя цена в листинге приблизилась к 1,3 миллиона рублей, в ноябре уже преодолела планку в 1,33 миллиона, а в декабре устремилась к 1,4 миллиона. В итоге за год машины стали дороже на 35%.
Сильнее всего за год подняли цены профессиональные продавцы — в декабре они реализуют автомобили в среднем по 1,42 миллиона рублей: на 50% дороже, чем в январе. Собственники стали продавать машины по 1,23 миллиона — плюс 45%. Машины дилеров выросли в цене только на 27%, но они — самые дорогие, по 1,81 миллиона.
Чаще всего на Авто.ру продаются машины в ценовом сегменте от 800 тысяч рублей до 1,5 миллиона — таких предложений 22,6%, как и в начале года. Резко сократилась доля самых бюджетных вариантов (дешевле 300 тыс.) — до 16%, минус 8 п.п. Одновременно выросла доля машин за 1,5–3 млн руб. (19,3%, плюс 4,6 п.п.), а варианты за 3–5 млн (7,7%) и дороже 5 миллионов (5%) стали продаваться вдвое чаще.
Как менялся спрос
Сильный рост цен и неопределённость негативно отразились на покупательской активности. Аналитики оценивали количество просмотров контактов продавцов на одно объявление.
Спрос на автомобили с пробегом к концу года оказался почти вдвое ниже, чем в январе. Интерес к новым автомобилям упал чуть сильнее, на 53%. Но в обоих случаях пик спроса был зафиксирован в марте: в самый ажиотажный и неопределённый месяц покупатели, судя по всему, были нацелены вложить сбережения, в том числе и в приобретение автомобиля.
Срок продажи автомобилей заметно вырос. В январе-феврале подержанные машины находили новых хозяев в среднем за 40 дней, сейчас — за 58. Новые автомобили «уходят» теперь за 2 месяца, хотя в начале года на это требовалось вдвое меньше времени.
Однако срок продажи импортных моделей в 2022 году сократился относительно 2021 года — с 39 до 29 дней. Но речь здесь скорее не о росте покупательской активности, а о появлении на рынке более доступных предложений. В прошлом году импортные автомобили были представлены в основном или праворульными моделями (преимущественно в дальневосточных регионах), или новыми премиальными автомобилями. Сейчас же покупателям доступно большое количество свежих «европейцев», «корейцев» и «американцев» по приемлемым ценам.
Источник: mag.auto.ru
________________________________________________________________________________
BATTERY-INDUSTRY.RU ВКонтакте
BATTERY-INDUSTRY.RU в Telegram