Новые аккумуляторы Tesla: революция откладывается?
Tesla официально объявила о планах по производству более ёмких и мощных батарей нового типа, которое развернётся на собственных заводах компании. Помимо заявленного увеличения дальности хода и даже мощности электромобилей, новые аккумуляторы позволят снизить стоимость машин. Илон Маск даже пообещал, что технология поможет в обозримом будущем продавать электрокары не дороже бензиновых автомобилей и сделает их по-настоящему массовыми. Но так ли это на самом деле?
В чем принципиальное отличие новых батарей?
Патент на новые батареи Tesla зарегистрировала ещё в мае. Главное отличие от нынешних аккумуляторов — отсутствие в ячейках новых батарей так называемого язычка — специального контакта для соединения батареи и потребителя. Это должно уменьшить сопротивление тока и, как следствие, снизить нагрев элемента.
В нюансах технологии сложно разобраться даже специалисту, поэтому попробуем понять объяснения вице-президента Tesla по силовым агрегатам и энергии Дрю Баглино. Он говорит, что вместо язычков для проведения тока в новых элементах используется лазерный спиралевидный узор, что помогло сократить длину электрического пути с 250 до 50 мм. Результат – больший срок службы самой батареи и меньшие затраты на её производство.
И это реально что-то даёт?
Да, но это ещё не все изменения. Новые ячейки заметно крупнее прежних. Их длина составляет 80 миллиметров, а диаметр – 46 миллиметров против прежних 70 и 21 мм. Они в шесть раз мощнее и запасают в пять раз больше энергии. Однако и самих элементов в каждом блоке батарей теперь будет меньше, поэтому красивые цифры вовсе не означают кратного скачка возможностей современных электрокаров. Речь пока идёт об увеличении запаса хода на 16 процентов, а ещё о снижении на 14 процентов стоимости производства одного киловатт-часа.
Куда более интересен тот факт, что новая технология также позволит увеличить ресурс аккумуляторов до 1,6 млн километров, а количество циклов зарядки вырастет с нынешних 1,6 тысячи до 6 тысяч. Если предположить, что электрокар будет заряжаться раз в 2 дня, то несложно подсчитать, что батарея сможет выдержать регулярную зарядку в течение 30 лет.
И что, всё это Tesla придумала самостоятельно?
Не совсем так — к созданию новых батарей Tesla привлекла китайскую компанию Amperex Technology (CATL). Летом та анонсировала презентацию сравнительно дешёвых никель-марганцево-кобальтовых элементов нового типа со сниженным до 20% содержанием дорогого кобальта. Кроме того, китайцы обещали представить и новый способ упаковки ячеек — и именно его вчера продемонстрировал Илон Маск.
Контракт на поставку аккумуляторов CATL и Tesla заключили ещё в феврале, но теперь речь идёт уже об организации производства на мощностях компании Tesla. Что, опять-таки, позволит снизить себестоимость элементов питания.
А чем плохи нынешние батареи?
Нынешние ячейки типа 2170 Tesla использует с 2014 года и даже выпускает их на заводе Tesla Gigafactory. Однако сами батареи разработаны компанией Panasonic, и она же, по сути, их и собирает на мощностях Теслы. Проблема в том, что аккумуляторов Panasonic банально не хватает. Ещё в 2018 году Tesla не смогла выйти на обещанные объёмы производства Model 3 именно из-за того, что компания Panasonic оказалась не в состоянии изготовить достаточно элементов для Model 3 и Model Y.
Собственное производство батарей позволит преодолеть дефицит, но это не значит, что чужие элементы питания окажутся ненужными. Ещё до презентации батарей нового типа Илон Маск написал в своём Твиттере, что компания продолжит использовать аккумуляторы компаний Panasonic, CATL, LG Chem и других, причем закупать их планируется в ещё больших объёмах.
Когда новые батареи станут серийными?
По словам самого Маска, запуск производства ячеек нового типа готовится к пилотному этапу. Промышленное производство начнётся ближе к концу 2020 года. Поначалу эти аккумуляторы будут ставить на продукцию Tesla для Китая, а потом они появятся на машинах и для других рынков.
Судя по всему, новые батареи первыми получат седаны Tesla 3 в самых дальнобойных версиях, а потом ячейки адаптируют и для других версий. И именно их Маск намерен использовать в будущем автомобиле массового сегмента стоимостью около 25 тыс. долларов.
Источник: auto.ru