Деньги — в свинец (тест аккумуляторов от журнала «За Рулем» 2019)
Впервые мы сравниваем аккумуляторные батареи, изготовленные по разным технологиям. Цель — выяснить, стоит ли переплатить за более продвинутую АКБ, чтобы навсегда забыть о проблемах с аккумулятором.
Во всех предыдущих экспертизах, начиная с 2004 года, мы сравнивали батареи, изготовленные по одной технологии. Чаще всего это были обычные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Однако на рынке появились изделия с различной «генетикой», которая должна придавать им особые черты. Так, помимо обслуживаемых и полностью необслуживаемых батарей (читай: с доступными пробками и вообще без таковых) можно приобрести AGM-аккумуляторы (с абсорбирующим стекловолокном); EFB-аккумуляторы (дешевая альтернатива AGM, отличаются от обычных разве что конструкцией сепаратора); а также пока редкие аккумуляторы AGM TPPL (еще одна модификация AGM-батарей — с решетками из чистого свинца без примеси кальция). Итого — пять типов.
Преимущества более продвинутых батарей хорошо известны. Например, удельная энергоемкость простых аккумуляторов составляет 30-40 Вт-ч/кг, сделанных по технологии AGM -40-45 Вт-ч/кг, а по технологии AGM TPPL — до 50 Вт-ч/кг. Ожидаемый срок службы этих батарей составляет соответственно четыре-пять, пять-шесть и от восьми до двенадцати лет. Продвинутые батареи могут работать в режиме «старт-стоп», который простым изделиям противопоказан. А их саморазряд должен быть ниже в несколько раз.
Но есть ли смысл устанавливать навороченную батарею на автомобили без «старт-стопов» и сверхмощных аудиосистем? Мы решили проверить то, что до нас никто не проверял: как долго новенькие батареи разных типов и ценовых категорий смогут выдавать одинаковые токи нагрузки. Заодно определим реальную емкость, которая сильно зависит от величины выдаваемого батареями тока. И выясним, всегда ли дорогая батарея способна заменить простушку, или же вообще не стоит гнаться за ценой.
Для необычного эксперимента мы приобрели пять батарей с максимально близкими габаритами и заявленными ампер-часами. Простейший тип представляет тюменская Tyumen 6CT-70L, полностью необслуживаемые — Medalist SMF 57412; EFB- и AGM-аккумуляторы представляют соответственно Moll EFB 82070 и Monbat AGM 570 901076, а самый редкий вариант, то есть AGM TPPL, — это Odyssey 34/78 РС1500. Краткие характеристики всех участников приведены в таблице.
Ресурс, разрядка и методика испытаний
Нас часто просят определять в экспертизах ресурс батарей.
А нужно ли? Ведь средние цифры известны (см. выше). Ждать результатов реальных испытаний бессмысленно — к их окончанию рыночный ассортимент аккумуляторов полностью обновится.
И ускоренные тесты носят лишь оценочный характер. Например, АКБ из прошлогодних испытаний (ЗР, № 11, 2018) эксперты гоняют до сих пор, проверяя разные методики их ускоренного старения.
И уже год все батареи ведут себя приблизительно одинаково.
Для определения реальных возможностей батарей пойдем другим путем. Многие ошибочно связывают ресурс батарей с величиной их саморазряда — внутри одного семейства эти величины сравнимы. У обычных батарей саморазряд составляет примерно 5 % в месяц, а у AGM-аккумуляторов -около 2 %. Но у любой из батарей токи утечки всё равно гораздо меньше, чем реальное потребление у припаркованной машины, доходящее порой до 0,1 А. Вот и проверим, как долго различные АКБ смогут снабжать потребителей запасенной энергией.
При этом расставлять по местам не станем — просто проведем сравнительные испытания батарей разных ценовых и технологических категорий.
Разряд аккумуляторов мы фиксировали в трех режимах, перечисленных ниже.
■ НА ПАРКОВКЕ. Нагрузка 150 Ом, ток потребления около 80 мА -примерно так разряжает батарею современный припаркованный автомобиль с включенной сигнализацией. Аккумуляторы зарядили под завязку, причем у всех «завязка» оказалась разной. Затем каждую батарею нагрузили эталонным балластным резистором и ежедневно фиксировали снижение уровня напряжения. Критическая отметка, соответствующая полному разряду, составила 10,5 В.
■ РЕЗЕРВ. Это испытание мы проводим во всех экспертизах, когда определяем резервную емкость тестируемых аккумуляторов. Оно имитирует режим работы батареи на автомобиле с неисправным генератором в холодную слякотную погоду — работают фары, дворники, обогрев, вентилятор. Ток потребления при этом обычно принимается равным 25 А. Полностью заряженные батареи мы нагрузили сопротивлением 0,5 Ом. Напряжение на клеммах фиксировали каждые пять минут.
■ «САМЫЙ ПОЛНЫЙ». Самое тяжелое и самое короткое испытание в нашем тесте. Зарядив батареи, мы сымитировали максимальную нагрузку, когда пользователь подключил всё: обогревы стекол, зеркал, сидений, мощную «музыку», светотехнику. Нагрузка — 0,2 Ом: ток при этом составляет 60 А. Каждые пять минут проверяли напряжение на клеммах.
И что получилось?
Перед началом любых испытаний всегда прикидываешь возможности участников. Недорогая тюменская батарея с дедовскими пробками и жидким электролитом вряд ли сможет соперничать на равных с дорогущим Одиссеем, внутри которого должен присутствовать очень чистый свинец.
С другой стороны — а почему бы и нет? Мы же не заставляем ее работать в режиме «старт-стоп» или вообще вверх ногами! А выдавать требуемые токи обязаны все, независимо от цены и технологий.
Чудеса начались довольно быстро. При нагрузке 80 мА Odyssey, у которого исходное напряжение разомкнутой цепи было выше, чем у других, начал скисать на десятые сутки, фактически оказавшись в общей группе. Через три с небольшим недели он уже плелся в хвосте, а на 36-е сутки испытаний гигант электрической мысли рухнул как подкошенный — аж до 5,6 В!
На следующие сутки сдался Moll. К этому моменту было очевидно, что победит Medalist: он сохранял самое высокое напряжение на выводах. Однако произошло неожиданное — с 11,46 В он лихо скатился до 5,65 В и также прекратил сопротивление. На 42-е сутки иссяк Monbat, а вечером того же дня критической отметки «10,5 В» достигла и полностью разрядившаяся тюменская батарея. Ситуация с ног на голову: «плебейка» оказалась лучшей, а «гранд» — последним.
Следующий ток нагрузки — 25 А. На 96-й минуте сдался Monbat AGM, еще через минуту закончились кулоны у Moll EFB. А победила… опять тюменская «бесприданница», продержавшаяся аж 125 минут! Odyssey на сей раз выглядел хорошо, но всё равно проиграл победительнице целых 9 минут.
При нагрузке 60 А — а это уже серьезные токи! — первым выбыл из игры опять-таки Monbat. Вот тебе и AGM. На 33-й минуте цифры на контрольном вольтметре быстро замелькали, покатившись вниз: заряда больше нет. Через минуту за ним последовал Moll с технологией EFB. Третьим спасовал Medalist, а серебро получил-таки Odyssey, который уступил пару минут всё той же «сибирячке» Tyumen.
Таким образом, самая дешевая и самая «непородистая» сибирская батарея фактически выиграла «в одну калитку», победив во всех состязаниях. Но мы изначально договорились, что победителей определять не станем. Важен факт: ценники и титулы могут быть абсолютно бесполезны при решении простых задач.
Это как же понимать?
Бабушкин телефон выиграл у айфона? Похожая ситуация имела место пару лет назад, когда мы проводили экспертизу стеклоочистителей. Испытав кучу дворников с многократной разницей в ценах, эксперты пришли к единому выводу: все изделия ведут себя примерно одинаково. Так и здесь: в обычной эксплуатации отлаженные десятилетиями конструкции уверенно демонстрируют свои возможности. Да, для машины с системой «старт-стоп» придется покупать именно AGM-батарею, но для обычного автомобиля тратиться на сверхтехнологии нет никакого резона.
Источник: zr.ru
Михаил #
Предлагаю подвести итог дискуссии- следует считать, что никто никому не платил, т.к. вы тянете сюда статью 290УК РФ, а у нас пока что действует презумпция невиновности-это раз.
Второе- любой аккумуляторный завод в состоянии сделать «бомбу» типа РЕАКТОР-100Ач с CCA=1000А, но и он же может сделать АВТОФАН, про который нет даже упоминания на его официальном сайте (стыдно!). Но для кого он его делает -для нас же, как говорится, «по просьбе трудящихся»! Ведь кто-то его такой заказал! А сколько такой фуфлыги ещё выпускается «под частными марками».Но при определённых условиях даже такая дохлятина отработает 1-2года, что вполне достаточно за такие деньги, разве нет?
Третье- я работаю «на передке» продаж почти 20лет (как раз через пару месяцев будет) и с величайшей ответственностью заявляю- ухерячить (уж извините за солдатскую точность термина!) за пару недель (а в отдельных случаях за пару дней!) можно даже VARTA 95 AGM, но это никак не говорит о том, что она говно, а о том, что потребитель мудак (или «не обладает специальными познаниями»
Четвёртое- у ТАЗ есть весьма неплохие АКБ, а есть просто великолепные (я про 220Премиум в «B-моноблоке» (для тех, кто не в теме 518х230х230мм), но она весьма дорогая, поэтому в наших Центральных краях продаётся хуже (покупатели-то в основном голытьба безденежная…)
И пятое- почти все тесты, публикованные когда-либо здесь, вызывали бурную реакцию, так не пора ли редакции этого «отраслевого портала» создать здесь свободную площадку для высказывания своего мнения, каких-то интересных случаев, м.б. прямо-таки открытий, не в виде комментариев на очередной опус М.К., а в виде свободного сообщения?
МИХАИЛ #
Кстати- недавно мне сбросили ссылку на тест,
https://www.zr.ru/content/articles/920585-akkumulyatory-sravnitelnyj-test/
так там этот джигит М. К-ин тестирует несколько АКБ L3 габарита, так на равных СРАВНИВАЕТ корейскую АКБ весом 18,4кг и ТИТАНа 16,33кг, естественно, «кореец» покрыл ТИТАНа, как бык овцу, но это же изначально не корректно!
Сергей #
Уровень ниже плинтуса. Сравнивать надо подобное с подобным, а не как правая нога подскажет левой. Хотя у меня есть подозрение, что заказчик и статьи и «методики испытаний» Тюменский завод.
Кстати вопрос журнализду — как вы сравниваете разряд одинаковым током АКБ емкосью 80А*ч (Тюмень) и 68 А*ч (Odyssey)?
Никита #
Мы с женой недавно решили тоже провести тест. Сравнивали Йух с пальцем и знаете результаты оказались ожидаемые. Йух оказался более эффективен в причинном месте нежели палец.
Но палец значительно эффективнее при ковырянии в носу, нежели йелда. Что и требовалось доказать.
В следующий раз предлагаю взять на тест : свинцовый АКБ, литий-ионную батарейку и артиллерийскую батарею.
Михаил #
Да, для большей репрезентативности добавить ещё батарею отопления и батарею бутылок вина…
Сергей #
Что лучше — красное или круглое ? Батареи имеют различное назначение и исполнение. Актуальнее рассмотреть вопрос: о способности «простушки» выполнить функции «навороченной».
Михаил #
Вот ещё из опыта-как ни пытались «экономные» люди ставить на АМТС со стартстопным режимом жидкостную АКБ, даже самую дорогую, мощную, да ещё и VARTA SILVER, результат — год-полтора, и запредельный износ, а AGM в том же месте работают до 5 6лет…т.е. «что-то в этом есть»
Михаил #
Почему опять Тюмень???! Из года в год она побеждает во всех ваших тестах, а в реальной жизни живет 2-3 года. Цифры настоящие, я работаю в этой сфере. Почему не берёте в тесты акб мировых производителей??! Exide, Banner, FB (Япония), они реально классные батареи, и кислотные и AGM. Почему их не тестируете??? Боитесь что Tyumen battery проиграет им??! Зачем обманывать народ??? Вашим тестам люди верят, а в реальности после покупки Тюмени на иномарки и даже на русские Авто, я извиняюсь, приходят и говорят, что это «»»но!!!
Сделайте нормальный тест уже!!!
Иванов Иван Иваныч #
Это тест журнала За рулем. Пишите жалобы в их редакцию.
А почему опять Тюмень? Потому что проплачено)))