Bloomberg про электроавтомобили: Закатайте губы, дешевле не будут
Может сложится впечатление, что все крупные автопроизводители в наши дни увлечены электромобилями в какой-то степени. На одном из крупнейших в мире автосалонов в Шанхае в этом году несколько производителей хвастались своими шикарными концептуальными автомобилями и обсуждали предстоящие запуски.
Продажи электромобилей быстро растут, во многом благодаря Китаю, где спрос на аккумуляторы, для электроавто, в первом квартале вырос более чем на 175%. Но прежде чем пускать слюни на электромобили, которые уничтожают вонючие керосинки, необходимо рассмотреть одну суровую реальность: электрические транспортные средства, все еще слишком дороги.
Как же так! Несмотря на все великие и чистые устремления, и триллионные инвестиции, этот ценовой барьер до сих пор не сокрушен! Главный виновник элифийских разочарований — технология батареи.
Аккумуляторы до сих пор составляют около половины стоимости электромобиля. Хотя за последние несколько лет аккумуляторы стали дешевле, они все еще недостаточно дешевы, чтобы сопоставить общую стоимость «зеленого» автомобиля с обычной. В Китае средняя цена продажи аккумуляторов на конец прошлого года была близка к 180$ за киловатт-час, что на 11% меньше, чем годом ранее, но все равно существенно выше ожиданий экспертов и аналитиков.
Ведущие производители аккумуляторов, такие как южнокорейские Samsung SDI Co., SK Innovation Co., LG Chem Ltd., Китайская Amperex Technology Co. и японская корпорация Panasonic, годами бьются над аккумуляторами нового поколения. По мере роста заказов от автопроизводителей, эти компании накапливали капитал для увеличения мощности производства. Тем не менее, объемы производства выросли в разы, но технология развивается не так быстро, как ожидалось. Аккумуляторы как ожидалось не подешевели. Операционная прибыль в этой области деятельности в среднем была отрицательной. Основные производители начинают косо смотреть на этот вид деятельности.
Динамика производства АКБ в мире
Теперь все эйфорические ожидания стремительно падают на грешную землю действительности. Учитывая медленное развитие аккумуляторов, автомобили не ездят так далеко и не могут заряжаться так быстро, как ожидалось. Кроме всего прочего аналитики начали нести крамолу, они повышают свой прогноз средней цены аккумуляторов на целых 20% в ближайшие годы. И это несмотря на падение цены на такие материалы, как кобальт и литий из-за падения спроса.
Химия аккумуляторов оказалась невероятно сложной. Производители уже работали над составом аккумуляторов, пытаясь увеличить соотношение никеля в катоде с 60% до 80% , одновременно уменьшая количество кобальта и марганца. Этот процесс очень чувствителен, поэтому попытка сделать эти батареи доступными, функциональными и безопасными оказалась труднодостижимой. Никель также имеет тенденцию очень сильно нагреваться, и батареи могут загореться, что задерживает усилия, направленные на то, чтобы сделать их коммерчески жизнеспособными.
Аналитики Goldman Sachs Group Inc. считают, что если будет достигнут «солидный прогресс» в области аккумуляторных технологий, то стоимость существующих АКБ может быть снижена максимум на 30-40%. Но даже это вряд ли приведет цены на электромобили к уровню, при котором потребители будут «активно покупать» такие автомобили без субсидий, отмечают они.
Суровая и жестокая правда заключается в том, что экологические нормы на основных рынках, таких как Китай и Европа, принуждают производителей автомобилей делать электромобили любой ценой. (В оригинале про принуждение — «The hard truth is that, like it or not, environmental regulations in major markets such as China and Europe are forcing carmakers into electric cars at any cost.»).
Источник: Aftershock