Европа запрещает дизели и бензиновые авто; на автозаводах – сокращения
Через 30 лет, к 2050 году, Европа планирует полностью отказаться от машин с бензиновыми и дизельными двигателями. По убеждению инициаторов соответствующего пакета законов, это приведет к улучшению экологической ситуации. Но надо признать, что переход на электромобили потребует решить несколько существенных проблем.
К 2050 году Европа планирует сократить выбросы парниковых газов на 80-95% от уровня 1990 года, что означает полный отказ от машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Первым шагом станет запрет продаж таких машин. К 2025 году это произойдёт в Норвегии и Голландии, к 2030 – в Германии, Ирландии, Словении, к 2035 – в Дании, к 2040 – во Франции, Великобритании, Испании. Аналогичные шаги запланированы в Израиле (2030), Австралии (2030), Мексике (2050), Японии (2050) и многих других странах мира. Китай планирует переход на электромобили к 2030 году.
В связи с планами электрификации транспорта, перед странами первым встает вопрос о наличии инфраструктуры заправок. Евросоюз запланировал, что к 2020 году на 10 электромобилей будет одна станция зарядки, а к 2025 году плотность зарядок составит 1 на каждые 60 км. Это в сумме составит порядка 220 тысяч станций на основных магистралях Европы.
Однако, помимо упомянутой инфраструктуры, есть еще один куда более важный вопрос – что делать с большой частью промышленности, ориентированной на производство автомобилей с ДВС?
Возьмем, к примеру, бензиновый двигатель BMW M5 – это сложный механизм, состоящий из 1200 деталей, 150 из которых – подвижные; весит это чудо инженерной мысли около 200 кг. В его производстве участвует сотня рук и сеть из сотни поставщиков. А 32-килограмовый двигатель электромобиля i3, производимый на том же заводе BMW в Дингольфинге (Германия), состоит из 50 деталей; ему не нужна сложная трансмиссия, система отвода выхлопных газов и топливная система. Собирают его всего два десятка человек.
Да, и батарейные блоки электрокара – это унифицированные элементы, штампуемые на многих заводах и закупаемые оптом.
Исследование, проведенное Немецким союзом IG Metall, показало, что из 210 тысяч людей, занятых в производстве трансмиссий и двигателей, только в Германии 75 тысяч окажется не у дел к 2030 году, даже с учетом 25 тысяч вакансий, которые появятся благодаря электрификации.
Так, в связи с прекращением производства ДВС на Volkswagen в 2026 году, компания планирует сократить не менее 30 тысяч позиций. Это окажет существенное влияние и на немецких поставщиков. Более 70% добавленной стоимости автомобилей, сделанных в Германии, обеспечивается ими. Некоторые немецкие производители автокомпонентов, включая Bosch и Schaeffler AG, уже сокращают рабочие места.
BMW не смогла прокомментировать Bloomberg, сколько рабочих мест исчезнет при переходе на электромобили, но отдел кадров компании признает, что создание электрического двигателя занимает примерно на 30% меньше времени, чем бензинового. «Количество часов, потраченных на создание электродвигателя, меньше, чем на двигатель внутреннего сгорания, – сказал Каррейро-Андри, член правления BMW. – Это факт».
Иными словами, в странах, в экономике которых доля автомобильного сектора высока, складывается весьма драматичная ситуация. По данным Accenture, в последнее десятилетие на автопроизводство приходилось 60% роста выручки ТОП-50 немецких компаний. И теперь четвертую по размеру экономику мира ждет очень серьезная трансформация. Люди и компании, которые были задействованы в производстве, были серьезной силой роста экономики. Они были заняты, получали зарплату, платили налоги, приносили прибыль, а переход на электромобили лишает Германию всего этого.
Тем не менее, смеем надеяться, что это не смертельно. Ведь есть успешный опыт Tesla, когда автомобильное производство было создано вообще с чистого листа. Элон Маск не стал адаптировать существующие автомобильные платформы под электромобиль, как сейчас это делают автопроизводители, а создал новое шасси. Это дало возможность уместить большее количество аккумуляторов под днищем автомобиля, сделать ровный пол в салоне, организовать огромные багажники. И, самое главное, существенно упростить сборку. Вот бы и России перенять этот опыт.
Но у нас пока только строят планы перехода на «зеленый» транспорт. Эксперты ожидают, что в ближайшие пять лет российский парк электромобилей достигнет лишь 100-200 тысяч штук (всего на дорогах страны около 45 млн. машин). Так что, европейские рабочие вполне могут рассмотреть для себя возможность работать на заводах тех же компаний в России, если останутся не у дел на родине.
Источник: e-vesti