Каково управлять солнцемобилем

В декабре прошлого года «МК» в Питере» писал про амбициозный проект студентов и аспирантов Политехнического университета, которые взялись построить первый российский автомобиль, работающий на солнечной энергии. Скептики утверждали, что эта идея так и останется в виде макета, для создания полноценной машины студентам не хватит ни знаний, ни финансов. Но год спустя команде Политеха все-таки удалось достроить свой солнцемобиль и представить его публике.

Мы встретились с автором проекта Polytech Solar team Евгением Захлебаевым сразу после его приезда из Сочи — команда Политеха представляла солнцемобиль на Всемирном фестивале молодежи и студентов.

— В Сочи солнцемобиль стоял в выставочной зоне Youth Expo, — рассказал Евгений. — Мы его презентовали министру промышленности и торговли Денису Мантурову и остальным гостям выставки. Наш проект для большинства был в диковинку, многие спрашивали, что это такое. Это грустно, честно говоря. Конечно, приятно быть первыми в России, но в других странах команды студентов уже много лет занимаются созданием автомобилей на солнечной энергии, участвуют в соревнованиях, а мы отстаем.

Изначально у «солнечной» команды Политеха были грандиозные планы — летом 2017 года было задумано провести тестовый пробег на солнцемобиле из Петербурга в Сочи, а осенью — участвовать в мировой гонке в Австралии. Но планы пришлось поменять.

— Так получилось, что к лету наш солнцемобиль еще не был достроен, поэтому пробег до Сочи пришлось отменить, — объясняет Евгений Захлебаев. — А от участия в австралийских соревнованиях, к сожалению, пришлось отказаться, потому что мы не нашли финансирования на эту поездку. Мы упорно искали спонсора, но безрезультатно. Кроме того, машина не была до конца готова к этим соревнованиям, многие системы еще не были протестированы, так что даже к лучшему, что мы не стали торопиться.

Две тысячи миль по американским трассам

Новая цель политеховской команды не менее амбициозна — участие в летних соревнованиях American Solar Challenge. Американские гонки во многом похожи на австралийский чемпионат — участникам необходимо с максимальной скоростью проехать расстояние около двух тысяч миль (это чуть больше 3200 километров), используя только энергию солнечных батарей. Гонки проходят по автострадам общего пользования, из штата Небраска в Орегон.

— Пока что зарегистрировались около 30 команд, — говорит Евгений Захлебаев. — В этот раз у нас уже есть потенциальный спонсор, в течение ноября нам обещали подтвердить определенную сумму финансирования. Солнцемобиль в целом уже готов, сейчас мы отлаживаем его системы и меняем его под регламент американских соревнований. Там, в отличие от Австралии, команды имеют право везти с собой резервную солнечную батарею, поэтому мы сейчас продумываем, куда ее можно было бы прикрепить. Есть еще работы по настройке двигателя, по механике, надо настроить заднюю подвеску.

Конкуренция среди команд в американском ралли такая же серьезная, как и в мировом чемпионате в Австралии. Два года назад в гонках победила команда из Университета Мичигана, проехав это расстояние за 48 часов.

— Австралийские соревнования, в которых мы так и не поучаствовали, уже состоялись, — говорит Евгений Захлебаев. — Победили голландцы, они выигрывают каждый год. А второе место заняли американцы из Мичигана, у них очень сильная команда. У них очень необычная машинка — узкая, площадь солнечных панелей — всего два квадратных метра, но тем не менее они пришли вторыми. На американских соревнованиях следующим летом они будут выступать с этой же моделью, шансы, что они выиграют, очень велики. Это топовая команда, у них бюджет — два миллиона долларов. Хотя дело не только в деньгах, но и в специалистах. В США или в той же Голландии студенты, принимающие участие в такого уровня соревнованиях, понимают, зачем им это нужно — с такой «галочкой в резюме» их потом без вопросов могут взять в крупнейшие компании, например, в тот же «Боинг». А у нас мотивация студентов пока хромает.

Корпус как у космической ракеты

Сейчас солнцемобиль привезли из Сочи, он проходит отладку в научно-исследовательском корпусе Политехнического университета. Корреспонденту «МК» в Питере» дали возможность сесть на место пилота и почувствовать себя водителем необычной машины. Будущему гонщику не позавидуешь — места «в салоне» крайне мало, ни о каком кондиционере речи не идет, каждый сантиметр площади на счету. Вся поверхность автомобиля, кроме небольшой выпуклости водительского места, занята солнечными батареями. Машина по своей конструкции похожа на катамаран — состоит из двух гондол, в одной из которых расположены мотор и аккумуляторы, в другой сидит пилот.

— Самой трудной задачей было создание корпуса, — говорит Евгений. — Его изготовление заняло у нас полгода. Вначале фрезеровались наружные формы из дерева, которые мы вручную доводили до ума, шкурили и шпаклевали. Потом в эти формы выкладывался стеклопластик. Снимали обратную форму, в обратную форму выкладывали углепластик с армидными сотами, это запекали, потом корпус отдали на покраску… Материал получился легкий и прочный — его раньше использовали только в ракетостроении и в космических областях. Но в процессе работы нам стало ясно, что такой материал должны делать профессиональные кузовщики — на заводе или в мастерской. Там так много нюансов, в которых разбираются только специалисты. Наше дело — спроектировать и подготовить к производству. Но из-за финансовых ограничений нам со студентами пришлось делать все самим.

Изначально у команды Политеха были планы использовать материалы только российского производства — в том числе и солнечные батареи. Но потом было решено поставить на солнцемобиль американские модули с более высоким КПД.

— Сейчас одна из российских компаний, занимающаяся строительством солнечных электростанций, выпустила более эффективные модули, — объясняет Евгений Захлебаев. — У них КПД 22 процента, а у американских панелей ниже. Если по регламенту соревнований нам разрешат заменить одни батареи на другие, то попробуем все же поставить отечественные.

Солнечная крыша

Первые «уличные» испытания автомобиля на солнечных батареях пройдут уже, видимо, весной — после тестов и когда вый­дет солнце.

По словам Евгения, у автомобилей на солнечной энергии есть будущее.

— В первую очередь будущее за электромобилями, — считает он. — В Европе к 2035 году хотят полностью перей­ти на электромобили, я в этом году был на Франкфуртском автосалоне, и это был самый «электрический» автосалон за всю его историю, каждый производитель представил свой электрокар. А солнечные батареи на крыше — неплохая опция для таких моделей, ведь это позволит в ясную погоду пользоваться «бесплатной» энергией солнца и не тратить деньги на зарядку своего авто. Особенно в арабских странах любят такие инновации — например, в Арабских Эмиратах есть экогород Масдар, где используется только солнечная энергия или энергия ветра. У нас в стране немного другая стратегия — планируется постепенный переход автомобилей и общественного транспорта на газ, считается, что газ — наиболее экологичное топливо. Но энергия солнца в России тоже будет востребована. Конечно, в Петербурге солнечных дней маловато, но, например, в том же Алтайском крае, несмотря на холодный климат, много солнца — а значит, там смогут работать солнечные электростации и ездить солнцемобили.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Источник: Московский комсомолец

Метки:: ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

В каких случаях нужен термозащитный чехол автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа):

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!