РЕПОРТАЖ: Электромобиль — техника настоящего. Как готовят специалистов по ремонту и обслуживанию
Экспериментальный образец белорусского электромобиля был впервые представлен широкой общественности в августе. Ожидается, что массовое производство бесшумного, экологически чистого транспорта в стране может быть налажено в 2019 году.
На улицах Минска уже можно увидеть электробусы, разработан белорусский электровелосипед, на подходе электроскутер. Назревает вопрос — кто будет обслуживать новую технику? Корреспонденты БЕЛТА узнали, где, когда и как будут готовить специалистов по эксплуатации, обслуживанию и ремонту электротранспорта.
Заместитель директора по производственному обучению Минского государственного автомеханического колледжа Виктор Исаков сразу ведет нас в уникальный ресурсный центр, созданный на базе колледжа. «Наш центр работает по направлению «Техническая эксплуатация автомобиля и автосервис», — рассказывает замдиректора, пока мы идем по длинным коридорам ССУЗа. — Таких центров в Беларуси больше нет. Здесь мы обучаем будущих слесарей по ремонту автомобилей и техников-механиков. Кроме этого на базе центра повышают квалификацию уже действующие сотрудники предприятий. Здесь же мы будем готовить специалистов нового уровня».
Минский государственный автомеханический колледж в этом году впервые произвел набор на подготовку будущих специалистов, способных осуществлять обслуживание и ремонт электромобилей. «К нам пришли ребята после девятого класса, которые согласно модернизированным учебным программам начнут качественно изучать электромобиль. Его изучение предусмотрено экспериментальным учебным планом специальности «Техническая эксплуатация автомобилей». В дисциплинах специальности теперь заложена тематика обслуживания, диагностики и ремонта электромобилей. Изучая потребность в тех или иных компетенциях на производстве, мы видим, что на данный момент подготавливать узкого специалиста по электромобилям смысла не имеет. Выпущенные через четыре года техники-механики обновленной специальности смогут обслуживать всю линейку автомобилей, включая электромобиль», — отмечает Виктор Исаков.
Однако, по словам замдиректора, специалисты, способные найти общий язык с электромобилем появятся раньше. «Компетентные люди появятся гораздо раньше, — уверяет Виктор Петрович. — Колледж планирует ввести дополнительные образовательные курсы для тех, кто учится на третьем и четвертом курсе, чтобы наполнить специалистами рынок заранее. Академия наук планирует выставить опытный образец отечественного электромобиля к декабрю 2018 года. Появятся электромобили, и кому-то надо будет их обслуживать». Замдиректора затруднился пока сказать точно, сколько таких специалистов будет подготовлено в Беларуси в ближайшее время. Известно, что на данный момент пройти подготовку по обслуживанию электромобиля изъявили желание около 25% учащихся старших курсов колледжа, это примерно 50-70 человек. Предполагается, что образовательный курс наберет своих первых слушателей уже в декабре. К этому времени будет разработана учебная программа, определится форма занятий, для получения знаний на платной основе будет установлена стоимость.
Пока же размеренная подготовка уникальных специалистов проходит в аудиториях колледжа и ресурсного центра. Для этих целей в этом году ресурсный центр пополнился новыми учебными макетами. Заведующий лабораторией Владимир Астровский знакомит нас с одним из них. «Очень интересен макет электромобиля в разрезе. Это полноценный автомобиль, только разрезанный в учебных целях. Его основные функции не нарушены, он даже способен передвигаться. Служит для более полного понимания устройства электромобиля — в нем открыты все полости, можно видеть то, что обычно скрыто от потребителя. Здесь выполнены разрезы, видны тяговые батареи, разрезы усилителей — все сделано для того, чтобы автомобиль был доступен для изучения, — объясняет Владимир Астровский и смеется, — Nissan Leaf уполовиненный — единственный в Беларуси». Затем он садится в салон и включает электромобиль. Да-да, электромобиль в центре именно «включают» (иногда «активируют»), а не «заводят». «Наша задача в условиях изменяющейся реальности — подготовить специалистов, которые бы без страха и с полным осознанием подходили к таким автомобилям. Больший уклон в их подготовке делается на изучение электроустройств, электроцепей, поскольку эти автомобили обслуживаются гораздо проще, чем обычные автомобили с двигателем внутреннего сгорания. В общем-то суть общения человека с этим автомобилем сводится к общению с электронными системами нежели к работе с механическими устройствами», — констатирует завлабораторией. По его словам, водителю, управляющему электромобилем, следует представлять его как большой смартфон. Это означает, что всегда нужно думать о зарядке, исходя из этого рассчитывать свои маршруты. Для удобства водителей многие производители в навигационной системе обозначают два контура — ближний и дальний. Предполагается, что в пределах первого — электромобиль сможет совершить поездку в пункт назначения и вернуться обратно, в пределах второго — заряда хватит только на поездку в одну сторону. «Выпускники модернизированной специальности, а затем и дополнительного курса по электромобилю смогут работать на любом предприятии автосервиса. Обслуживать автомобиль, каким бы он ни был, нужно всегда, поэтому по мере роста количества электромобилей в Беларуси они будут чаще заезжать на наши станции. Там всегда должен находиться специалист, который грамотно выполнит все необходимые действия с этим автомобилем, чтобы он оставался надежным и безопасным для своего водителя. Таких специалистов мы начали готовить», — подчеркивает Владимир Астровский.
Помимо макета электромобиля в разрезе в этом году по тендеру было закуплено диагностическое оборудование, комплект учебных плакатов, зарядная станция и собственно сам электромобиль. В перспективе — докупить специализированные учебные стенды.
В целом ресурсный центр состоит из класса теоретического обучения и пяти лабораторий. Лаборатория Uni Train оборудована ноутбуками с программным обеспечением «Автодиагностика» и установками Uni Train. Здесь также располагаются учебно-наглядные пособия в виде реальных современных агрегатов автомобиля с разрезами и стендов систем автомобиля. Лаборант Павел Пекарский демонстрирует учащимся макет гибридного двигателя Toyota Prius. «Это переход от бензинного двигателя к более экологичному двигателю, — объясняет Павел. — Электрическая часть работает от аккумулятора. Если не хватает тяги электрическому двигателю, то подключается двигатель внутреннего сгорания».
В лаборатории электронных систем размещены два уникальных макета: макет шасси заднеприводного автомобиля с дизельным двигателем и макет переднеприводного автомобиля с бензиновым двигателем. «Это достаточно хорошее наглядное пособие, — отмечает преподаватель спецдисциплин Дмитрий Гемский. — Здесь даны разрезы самых главных узлов и агрегатов автомобиля. При этом узлы для большей наглядности могут быть приведены в действие — отображается принцип их работы. Макет представляет собой настоящий автомобиль, только без внешней «оболочки». Макет обладает всем, что есть в настоящем автомобиле: все элементы управления, двигателя, трансмиссии, тормозной системы в их реальном масштабе. По словам Дмитрия Гемского, учащиеся модернизированной специальности также будут изучать строение автомобиля по этим макетам, ведь электромобиль по конструкции точно такой же, как и автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. «В принципе это два одинаковых автомобиля. Они отличаются только двигателями. Одинакова ходовая, тормозная система, рулевое управление. Различия только в топливной системе питания. Если это двигатель внутреннего сгорания, то там жидкое топливо, если это электромобиль, то там аккумуляторная батарея большого размера», — объясняет преподаватель.
Кроме этого в лаборатории учащиеся осваивают систему энергоснабжения автомобиля, освещения, системы кондиционирования и климат-контроля, систему питания различных двигателей, тормозную систему с АБС, автосигнализацию с обратной связью, генераторную установку, системы пассивной безопасности автомобилей. В лаборатории диагностики учащиеся отрабатывают свои навыки на легковом автомобиле со встроенным имитатором неисправностей. В их распоряжении также есть дизельный двигатель с системой питания Common Rail, шасси легкового автомобиля с бензиновым двигателем с распределенным впрыском, мотор-тестер, диагностический сканер и многое другое.
Здесь свои профессиональные навыки в сфере кузовных работ совершенствует учащийся четвертого курса автомеханического колледжа Дмитрий Зубков под руководством заведующего лабораторией Константина Шайтара. Эта слаженная команда в текущем году принимает участие в международном соревновании WorldSkills в Абу-Даби — Дима стал победителем республиканского чемпионата. «По нашей компетенции в конкурсе участвуют представители 22 стран мира. Нас ждут очень сильные соперники из Кореи, Китая, Японии, Канады. Я чувствую себя подготовленным, хоть и присутствует некоторое волнение», — делится переживаниями Дмитрий Зубков. «Участие в соревнованиях такого масштаба очень важно как для самого участника, так и для страны в целом, — добавляет преподаватель. — Там можно получить доступ к современным технологиям. Фирма CAR-O-LINER является официальным спонсором этой площадки. То оборудование, которое будет установлено на мировом чемпионате, это оборудование мировых лидеров в плане кузовного ремонта. Мы сможем увидеть, как готовят своих участников другие страны, получить неоценимый опыт». По словам Константина Шайтара, весь полученный на соревнования WorldSkills опыт будет перенесен на учебные программы и будет в дальнейшем применяться для подготовки белорусских специалистов. Обычно все новые знания находят отражение в учебных программах следующего года. В компетенции «Автомобильные технологии» на WorldSkills выступят учащийся Белорусского государственного аграрно-технического университета Алексей Щара под руководством тренера Олега Царука. Алексей победил в республиканском конкурсе, занял второе место в своей компетенции в Краснодаре, уверяет, что те знания, которые получил при подготовке к WorldSkills, в том числе в ресурсном центре колледжа, нельзя получить ни в одном учебном учреждении. «Обычные базовые знания, преподаваемые в учреждениях образования, направлены на работу с более простыми неисправностями автомобиля. Здесь же все настолько усложняется, что в обычной жизни с такими неисправностями вряд ли встретишься. Это многократно повышает интерес, особенно, когда все получается», — рассказывает студент. «По приезду с соревнований за участников WorldSkills среди работодателей разворачивается настоящая борьба, — обращает внимание Олег Царук. — Он уже имеет право выбрать себе лучшее место работы. Для страны в целом соревнования — это обмен опытом и знаниями между экспертами, а также обмен опытом в методиках подготовки специалистов. Соответственно улучшается качество подготовки специалистов, и Беларусь становится интересной площадкой для инвестиций». Тем временем наша экскурсия по учебному учреждению близится к концу. Заместитель директора Виктор Исаков отмечает, что согласно постановлению Совета Министров Беларуси «Об утверждении Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года», к 2025 году по благоприятным прогнозам в стране ожидается около 50 тыс. электромобилей. «Это довольно большое количество. Актуальность подготовки специалистов, способных качественно обслуживать и ремонтировать новую технику назревает сама собой. Мы надеемся, что наш опыт поможет подготовить достойных специалистов не только для Минска, но и для всей республики», — заключил Виктор Исаков.
Источник: belta.by