Tesla Motors разогрела рынок лития
Мировой добычи металла может не хватить для производства электромобилей и аккумуляторов.
Чтобы производить 500 000 автомобилей в год, Tesla Motors придется скупать весь литий в мире, заявил в марте генеральный директор компании Илон Маск. Взрывной рост популярности электромобилей может убить спрос на платину и палладий, которые используются в каталитических конвертерах, предупреждают аналитики.
Быстрое развитие Tesla Motors, самого успешного производителя электромобилей, оказывает значительное влияние на рынок лития и других металлов. Литий уже окрестили белой нефтью, поскольку Tesla и другие автокомпании используют его для производства литий-ионных аккумуляторов.
В 2015 г., несмотря на неблагоприятную конъюнктуру на сырьевом рынке в целом, цены на карбонат лития выросли на 28%, а в I квартале этого года – на 47% по сравнению со средней ценой за прошлый год, по данным Benchmark Mineral Intelligence. Заказы на металл продолжают расти. По прогнозу Goldman Sachs, спрос на литий может утроиться к 2025 г. до 570 000 т благодаря устойчивому спросу со стороны производителей смартфонов и электромобилей.
Telsa – не единственный потребитель лития, но ее спрос на металл обещает расти наиболее быстрыми темпами. По планам, которые Tesla озвучила в среду, в 2018 г. компания намерена продать 500 000 автомобилей, а в 2020 г. – уже 1 млн. Прогнозы столь быстрого роста частично объясняются успехом новой марки Model 3, которая будет продаваться за $35 000 (это всего половина от стоимости Model S). По данным компании, сейчас получено уже почти 400 000 заказов на Model 3. Такие производственные планы существенно увеличат закупки лития.
«Чтобы производить 500 000 автомобилей в год, нам придется закупать весь литий в мире», — сказал Маск на презентации Model 3 в конце марта.
Основатель компании Илон Маск заявил на презентации, что в США этот электромобиль обойдется в $27 500 с учетом федерального налогового вычета в $7500, то есть будет стоить в базовой комплектации $35 000
Tesla также планирует стать крупнейшим в мире производителем литий-ионных аккумуляторов благодаря строительству собственного завода в Спарксе (штат Невада). По расчетам Goldman Sachs, производство аккумулятора для Model S требует больше лития, чем производство 10 000 смартфонов.
Встает вопрос, как удовлетворить такой спрос: хотя в мире множество месторождений, главные из которых расположены в Чили, Аргентине и Австралии, большинство залежей находятся в труднодоступных зонах и обеспечить технологический процесс и логистику поставок металла будет сложно.
В отличие от многих других металлов, литий не торгуется на бирже и спотового рынка нет, а цены устанавливаются на основе договоренностей между продавцами и покупателями. Сейчас самый большой спрос на литий – в Китае, где правительство планирует перевести общественный транспорт на использование литий-ионных аккумуляторов. Активно двинулся в этом направлении и бизнес. Так, китайская компания NextEV заявила, что планирует представить свой первый электромобиль в следующем году, что также может подстегнуть спрос на металл.
Происходящее на рынках металлов аналитики называют «эффектом Tesla». Спрос на алюминий может вырасти благодаря тому, что многие производители хотят сделать свои автомобили легче, заменив сталь алюминием, как это было сделано в Model S. Спрос на медь также может вырасти: по данным Mantos Copper, для производства электромобиля требуется около 60 кг меди.
«Эффект Tesla» может сказаться и на рынках платины и палладия, спрос на которые может начать снижаться, предупреждают аналитики. Эти металлы используются главным образом в каталитических нейтрализаторах выхлопных газов и не нужны для электромобилей. Другая новая технология — автомобили на топливных ячейках, где платина используется в качестве катализатора для получения электричества, — могут повысить спрос на этот металл, но у потребителей эти машины пока не вызывают такого же интереса, как электромобили Tesla.
По данным Edmunds.com, электромобили и автомобили с гибридным двигателем занимают всего 2% американского рынка и до их массового распространения еще далеко. Но если это произойдет, по рынкам платины и палладия может быть нанесен сокрушительный удар, считает стратег по металлам Bank of America Merrill Lynch Майкл Видмер.
Есть опасность и для лития: рынок может попасть в ловушку перепроизводства. Такое нередко случается на рынках тех или иных металлов: в условиях дефицита слишком многие начинают заниматься добычей, и в результате возникает избыток.
Спрос на литий будет высоким в течение ближайших трех-пяти лет, а затем будут запущены новые мощности, которые могут привести к перепроизводству, полагают руководители компаний. Генеральный директор австралийской компании South32 Грэм Керр опасается инвестировать в рынок лития, поскольку технологии аккумуляторов слишком быстро развиваются: «Это один из тех нишевых товаров, которые могут быть популярны сегодня. Но если технологии двинутся в другом направлении, для использования лития не так много альтернатив».
Некоторые горнодобывающие корпорации внимательно следили за ростом цен на литий, но пока не приняли решения о необходимости заниматься добычей металла. По данным Pure Energy Minerals, спрос на литий – около 175 000 т в год. «Мы будем смотреть но даже по самым оптимистичным прогнозам, это небольшой рынок», – признается генеральный директор BHP Billiton Эндрю Маккинзи. Вряд ли добычей металла займутся крупные горнодобывающие корпорации, добавил он.
Источник: Ведомости