Автопроизводители ответят повышением цен на ослабление рубля
Иностранные автопроизводители повышают цены на машины в России следом за снижением курса рубля к евро и доллару. Наибольшие шансы сдержать цены у производителей, которые собирают машины в России. А машины моделей 2015 года, скорее всего, можно будет купить уже только по новым ценам
Производители иностранных автомобилей пытаются компенсировать рост издержек из-за падения курса рубля и постепенно повышают цены. С начала года доллар подорожал на 36% (за октябрь – на 13%), евро – на 26% (в октябре – на 11%). Цены на автомобили тоже растут, хоть и не так резко. По итогам девяти месяцев 2014 года средневзвешенная цена на новый легковой автомобиль составила 990 тыс. руб., это на 9,2% выше того же показателя за прошлый год, сообщает агентство «Автостат».
Nissan повысил цены на свой модельный ряд на 2–3% еще в апреле, сказал РБК представитель компании: «Мы смотрим на изменение курса евро к рублю, когда объявляем цены на наши автомобили». Из-за продолжающегося падения курса рубля производитель вынужден будет еще повысить цены на автомобили, признает он, но когда и на сколько – не уточняет.
Ford Sollers поднял цены на автомобили в среднем на 5% в течение года, сказал РБК представитель марки: «Мы стараемся минимально перекладывать повышение издержек из-за девальвации на покупателя». Представитель Renault также сообщил, что компания внимательно следит «за развитием ситуации и ростом курса валют и, несмотря на высокий уровень локализации производства, будет вынуждена в ближайшее время повысить цены», отказавшись раскрыть детали.
Представитель Mercedes отказался от комментариев. Но в середине сентября компания сообщала, что с начала года цены на ее автомобили, уже представленные на рынке, выросли в среднем на 3,5%. «Мы работаем в рыночной экономике и будем адаптировать прайс-лист под требования рынка», – говорил тогда представитель компании.
Volvo подняла цены на 1–1,5% в середине этого года. Компания не учитывает в ценовой политике «краткосрочные изменения валютных курсов», сказал РБК представитель марки, на изменение цены, скорее, влияют новый модельный ряд или начало нового календарного года. Сейчас, по его словам, компания готовит прайс-лист на 2015 год, но насколько цены в нем изменятся по отношению к текущим, собеседник РБК не уточнил. Представитель GM обещал предоставить комментарий позднее. По итогам отчетности компании за девять месяцев этого года финансовый директор GM Чак Стивенс в телефонной конференции для инвесторов сообщил, что дальнейшие результаты GM в России будут зависеть от курса рубля и способности компании «компенсировать его снижение за счет цен». Представители компаний Mazda и Toyota отказались от комментариев.
Вслед за падением курса рубля цены на иностранные автомобили в ближайшие месяцы неизбежно вырастут на 5–10%, а по отдельным брендам, производство которых не локализовано в России, рост может оказаться еще больше, прогнозирует директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко. Сильнее всего подорожают автомобили нового 2015 модельного года, говорит он.
Активнее следовать за динамикой укрепления валют по отношению к рублю производители не могут из-за резкого падения спроса на автомобили. За девять месяцев 2014 года продажи легковых машин и LСV упали на 13% (до 1,779 млн единиц), сообщается в материалах Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В сентябре падение составило 20,1% (до 197,23 тыс. автомобилей). Производство легковых автомобилей в России в январе–сентябре 2014 года сократилось по сравнению с тем же периодом 2013 года на 6,2% и составило 1,3 млн.
«С одной стороны, мы ожидаем новостей о пересмотре цен в связи с продолжающимся падением рубля, – передала РБК через пресс-службу гендиректор дилерского холдинга «Рольф» Татьяна Луковецкая. – С другой – автопроизводители сейчас будут сдерживать рост цен, чтобы окончательно не обрушить продажи». Первыми в ближайшее время подорожают импортные модели и те, что собираются методом крупноузловой сборки, они напрямую зависят от курса доллара и евро, прогнозирует она.
Лучше всех с задачей удержать цены справятся производители с высокой долей локализации, добавляет Литвиненко. Тот же Nissan активно производит машины в России. По данным АЕБ, из 114,4 тыс. проданных за девять месяцев машин этой марки около четверти приходится на Almera, который собирается на АвтоВАЗе. Собственный завод компании в Санкт-Петербурге производит только дорогие Teana, X-Trail и Murano. В начале года директор завода Дмитрий Михайлов говорил, что уровень локализации на нем составляет 34%, а к 2016 году компания рассчитывает повысить его до 45%.
Источник: РБК