У производства литий-ионных аккумуляторов есть будущее
17-19 июня в Санкт-Петербурге прошел Международный форум «Атомная энергия для устойчивого развития — NDExpo». Форум организован государственной корпорацией «Росатом». Основная цель мероприятия — продвижение неядерной продукции дивизионов госкорпорации на российских и зарубежных рынках. В рамках форума прошла выставка, на которой представлены инновации и технологические разработки компаний атомной отрасли, готовые к внедрению.
Неядерное направление Новосибирского завода химконцентратов, который входит в Топливную компанию ТВЭЛ ГК «Росатом», представлено в виде трех основных направлений. Первое, классическое направление – это традиционное производство лития (металлический литий и его соли). Металлический литий используется в оргсинтезе, непосредственно для производства анодных материалов первичных источников тока, сплавы лития используются в конструкционных материалах, в том числе в авиации. Соли лития могут быть использованы в нефтехимии, оргсинтезе, для получения стекла, керамики, флюсов, лекарственных препаратов. Область применения как самого лития, так и его солей достаточно широка.
Второе направление – это производство цеолитных катализаторов для нефтехимии. Новосибирский завод химконцентратов на данный момент производит два типа цеолитных катализаторов и цеолитного порошка, которые могут быть использованы для получения высокооктановых моторных топлив – бензинов марки Аи-95, Аи-98, а также высококачественных дизельных топлив – зимних и арктических сортов. Порошок цеолита используется для получения компонентов бензина.
Третье, инновационное направление – производство источников питания на основе накопителей – литий-ионных аккумуляторных батарей. Данное направление предусматривает производство цилиндрических батарей, которые могут быть в различных корпусах в зависимости от назначения, в частности, в виде универсального портативного источника питания, который может быть использован для зарядки сотовых телефонов, фотоаппаратов и любой другой цифровой техники. Мы на выставке представили опытны образцы, но стремимся к тому, что поставить это на серийное производство. Сейчас мы пытаемся понять, какой масштаб спроса, чтобы выстроить проекты по серийному производству.
Что касается больших батарей, они могут быть использованы в стационарных источниках тока либо в электротранспорте. У нас есть действующая единица электротранспорта на базе автомобиля ГАЗ-3302. Запас хода у него 240 км, зарядка длится в районе девяти часов, если использовать обычные токи переменного тока, а если внешнюю зарядную станцию – то зарядка может быть сокращена до 20 минут. У нас есть и электробус на базе НефАЗ, у него 180 км запаса хода, вместимость стандартного НефАЗа – 101 человек.
Это опытные образцы, но они уже хорошо себя зарекомендовали. «Газель» у нас обслуживает цех производственного обеспечения, при этом ее пробег уже составил более девяти тысяч километров за полтора года. Электробус у нас перевозит заводские смены.
Последняя наша разработка – Ford, который имеет в своем составе литий-ионную батарею, он используется для внутренних перевозок.
Непосредственно на данный момент НЗХК уже поставляет катодный материал для всех типов батарей – и для транспортного исполнения, и для мобильных портативных устройств.
Это параллельное ядро нашего бизнеса, а основное ядро – это производство топлива для атомных станций. Традиционное направление – производство лития и его солей существует с 1960-х годов, мы здесь не новички и определенные компетенции уже наработали.
Безусловно, у производства литий-ионных аккумуляторов есть будущее, они уже завоевали рынок всех мобильных устройств. Да, на данный момент литий-ионные аккумуляторы дороже, чем свинцово-кислотные, но окупаемость достигается за счет большего количества циклов: если у стандартных свинцово-кислотных количество циклов не превышает 2500, то у литий-ионных аккумуляторных батарей – не менее 3000, а то и 5000 циклов. Соответственно, это малое энергопотребление. Если говорить о применении в электротранспорте, то помимо очевидного экологического аспекта здесь есть также снижение эксплуатационных затрат. Бензин, к примеру, для «Газели» обходился бы в три раза дороже, чем мы тратим на электроэнергию.
Безусловно, неэнергетические направления в атомной отрасли необходимо развивать. Ведь Росатом помимо того, что производит энергию, занимается еще и решением проблем хранения энергии, в том числе на базе таких аккумуляторов, которые производим мы.
Источник: Energy Expert Centre