Точка над «Ё-мобилем»
Нашумевший проект создания «Ё-мобиля» фактически потерпел крах. По данным «Газеты.Ru», бизнесмен Михаил Прохоров, вложивший в него €150 млн, сейчас озабочен тем, как свести к минимуму имиджевые потери. Формально производство линейки автомобилей в очередной раз отложено, однако даже работы по строительству автозавода для «Ё-мобилей» уже заморожены из-за отсутствия финансирования.
Старт производства амбициозного автомобильного проекта «Ё-мобиль» формально откладывается на неопределенный срок. По сути же, как выяснила «Газета.Ru», можно говорить о завершении нашумевшей автомобильной эпопеи бизнесмена Михаила Прохорова и провале проекта. Об этом «Газете.Ru» на условиях анонимности рассказал экс-сотрудник «Ё-авто», хорошо знакомый с ситуацией в компании.
«Это конец, и это было понятно еще осенью прошлого года, — рассказал источник. — Для Прохорова сейчас стоит вопрос: как выйти из проекта с минимальным ущербом, прежде всего имиджевым. Он ввязался в это дело по ошибке, не имея такого опыта, не осознавая всех проблем, связанных с разработкой и производством автомобилей.
«Ё-мобиль» не задумывался как голый пиар-проект – работа реально велась, есть запатентованные уникальные разработки».
По словам бывшего сотрудника компании, о том, «как красиво выпутаться из сложившейся ситуации», в «Ё-авто» задумались еще в прошлом году. «Начали думать над этим, когда окончательно пришло понимание того, что сделать «Ё-мобиль» конкурентным по цене не получится и что до производства автомобиля дело, видимо, не дойдет», — отметил источник.
По словам экс-сотрудника «Ё-авто», в компании были очень хорошие наработки, которые могут быть востребованы на рынке.
Не исключено, что уникальную гибридную установку кто-то купит — она запатентована, — отметил он. — Есть также вариант наладить производство суперконденсаторов, «Ё-авто» — лидер в России в этом направлении.
Суперконденсаторам можно найти альтернативное применение, производить их на площадке под Петербургом и продавать. Если говорить в целом, то Прохоров скорее жертва в этой ситуации. Проект раскрутили на всю Россию. В отличие от многих других автомобильных компаний, «Ё-авто» удалось сделать яркий бренд, но не удалось — сам автомобиль».
Он напомнил, что в общей сложности в проект уже было вложено €150 млн. «Еще 200 млн планировалось вложить», — добавил он.
Между тем в правительстве Санкт-Петербурга пока лишь констатируют, что старт проекта откладывается на неопределенный срок.
«Я думаю, что эти планы откладываются достаточно серьезно, на неопределенный срок, — заявил в четверг председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. — Есть очень большие сложности с созданием нового автомобиля, которое требует большого объема финансирования».
По словам Мейксина, петербургские власти недавно интересовались у компании «Ё-авто» о стадиях развития проекта.
«Из этого разговора стало очевидно, что проект, мягко говоря, задерживается.
Чиновник напомнил, что компания «Ё-авто» должна была начать сборку автомобилей в конце 2014 года, а в начале 2015-го – выйти на серийное производство.
«У нас не так много информации, и в чем там конкретно у них проблемы, сказать сложно, — уточнил «Газете.Ru» начальник управления развития внешнеторговой деятельности и связей с общественностью Смольного Алексей Яковлев. — У нас есть объект строительства, сам завод, он не заморожен, но и не закончен. По каким-то причинам стройку они не завершают. Уровень готовности этого объекта я оценить затрудняюсь».
В пресс-службе комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга «Газете.Ru» сообщили, что в настоящее время работы по строительству завода компании не ведутся.
Российские автолюбители следят за развитием амбициозного проекта с 2010 года, когда было объявлено о его старте. В «Ё-мобиль» инвестировала компания Михаила Прохорова ОНЭКСИМ и российско-белорусская компания «ЯРОВИТ Моторс».
В 2011 году в индустриальном районе Марьино под Санкт-Петербургом Прохоровым был заложен первый камень завода компании «Ё-авто», на котором планировалось собирать до 45 тыс. автомобилей в год. На строительство первой очереди объекта было выделено примерно €142 млн. Завод должен был быть готов ко второй половине 2012 года, однако сроки сдачи объекта неоднократно сдвигались. На сегодняшний день завод не достроен, стройка не заморожена, но никакие работы на площадке не ведутся.
За четыре года существования проекта были презентации, тест-драйвы для журналистов и лично для Владимира Путина, запуск сайта, показ концептов на престижном Франкфуртском автосалоне и третье место в списке самых ярких российских брендов по версии Forbes. Первой серийной моделью «Ё-авто» должен был стать полноразмерный внедорожник «Джи» (G) класса.
Летом 2013 года Прохоров заявлял, что с проектом все в порядке, но окончание строительства завода откладывается. Бизнесмен пояснил, что строительство предусматривает большое количество инновационных деталей, которые невозможно сделать в России, в результате чего их приходится заказывать у западных фирм, которые срывают сроки поставок. Прохоров отмечал, что запуск производства случится в конце 2014-го – начале 2015 года и проект уже можно считать состоявшимся.
На сегодняшний день на сайте компании предзаказ на широко разрекламированный доступный гибрид оформили более 200 тыс. человек.
В пресс-службе группы ОНЭКСИМ (курирует компанию «Ё-авто») в четверг прокомментировать слова Михаила Мейскина оперативно не смогли.
Однако эксперты уверены в том, что российские автомобилисты скорее всего не дождутся появления «Ё-мобиля» — заявления конструкторов они считают слишком амбициозными и по замыслу, и по срокам реализации. Скептически настроены относительно светлого будущего проекта и чиновники. Так, заместитель министра промышленности и экономики Андрей Дементьев ранее выражал сомнение, что симпатичные концепты и красивые презентации удастся воплотить.
«У этого проекта нет будущего,
– считает руководитель Auto-dealer.ru Олег Дацкив. — Я и пять лет назад это понимал, но всегда говорил: а давайте посмотрим, что получится. Проект «Ё-мобиля» можно сравнить с кубиком Рубика или iPhone, которые своим появлением произвели революцию. И если рассматривать проект с такой точки зрения, то он имеет право на продолжение существования – может быть, когда-нибудь он перевернет представления об автомобилестроении».
«Задумка противоречит всем мировым концепциям автомобилестроения. Да, технологии, которые собирались использовать в проекте, существуют по отдельности, но объединить их вместе, да так, чтобы это стоило дешево, – нереально.
А если бы автомобили претендовали на конкуренцию в более высокой ценовой категории, то все равно ничего не вышло бы – за другие деньги можно купить другие автомобили, не из пластика», — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением эксперт.
«Вряд ли Прохоров рассчитывал только на хороший пиар от участия в проекте – все-таки это один из самых серьезных бизнесменов России, эффективный менеджер. Возможно, в большей степени пиаром и распилом бюджета занималась сама команда «Ё-авто». Хотя нельзя отрицать тот факт, что Прохоров пользовался «Ё -мобилем» для создания информационного поля вокруг себя, когда ему это было необходимо», — считает Дацкив.
Аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов также считает, что с учетом сложной ситуации на рынке перспективы проекта вызывают серьезные сомнения.
«Пару лет назад, когда рынок рос, может, и нашлось бы место для такого откровенно нишевого продукта, хотя и тогда к концепции «Ё-мобиля» возникало много вопросов, — сообщил «Газете.Ru» эксперт. —
Ожидать запуска производства и выхода автомобиля на рынок в ближайшее время точно не стоит.
До сих пор непонятно, насколько хорошо технологически отработан автомобиль, чтобы пользоваться хорошим спросом, — такие инновационные продукты сложно сделать и качественными, и доступными одновременно. Возможно, какие-то работы будут проводиться и проект продолжит существовать в вялотекущей фазе».
Источник: Gazeta.RU