Аккумуляторный ликбез: правила зарядки автомобильных аккумуляторов
При поддержке крупнейшего японского производителя аккумуляторов GS Yuasa мы продолжаем публикацию цикла статей под названием «Аккумуляторный ликбез», охватывающих многие аспекты работы и обращения с автомобильными аккумуляторными батареями. В этой статье мы рассмотрим основные правила зарядки автомобильных АКБ.
Основные правила зарядки АКБ
— Не заряжайте АКБ, если температура ниже 30С, так как электролит может быть замерзшим.
— Заряжать АКБ в автомобиле не рекомендуется.
— Герметичные и AGM батареи должны заряжаться только с помощью зарядных устройств с постоянным напряжением или «умных» зарядных устройств. Не используйте зарядные устройства с постоянной силой тока и ускоренные режимы заряда.
— У герметичных АКБ нет доступа к электролиту, соответственно, его долив невозможен. У них нет съемных вентиляционных пробок.
Примечание: Так называемые герметичные АКБ, в действительности, таковыми не являются, — у них имеются вентиляционные отверстия, через которые выделяются газы. Более правильный термин для батарей не имеющих пробок — герметизированные АКБ.
— Новая неиспользованная АКБ с напряжением ниже 11 В должна быть сдана в лом, заряжать ее нет смысла.
Общая процедура зарядки АКБ для всех видов зарядных устройств
В данном разделе представлена общая информация для всех видов зарядных устройств. Разделы ниже дают информацию для разных типов зарядных устройств.
- Проверьте уровень электролита во всех ячейках. Если он ниже верхнего края сепаратора, долейте дистиллированной или деионизированной воды, чтобы верхний край сепаратора был скрыт. Не наливайте до самого верхнего уровня до зарядки, долейте после зарядки.
- Если вы используете зарядное устройство с постоянной силой тока или зарядное устройство с ускоренной зарядкой, снимите вентиляционные пробки перед зарядкой. Нет необходимости убирать пробки, если вы используете зарядные устройства с постоянным напряжением или «умные» зарядные устройства.
- Проверьте, отключено ли зарядное устройство.
- Подсоединяя зарядное устройство к АКБ, соедините положительный кабель с положительной клеммой и отрицательный кабель – с отрицательной.
- Включите зарядное устройство. Ниже смотрите правильные условия зарядки в зависимости от типа вашего зарядного устройства.
- Остановите зарядку, если АКБ начинает выделять газ (небольшое выделении газа нормально на последних этапах зарядки) или, если температура АКБ поднимается выше 500С.
- Отключите зарядное устройство.
- Подождите 20 минут, чтобы газ вышел, а затем отсоедините провода от АКБ, так как некоторые зарядные устройства могут оставаться под напряжением и вызвать искрение.
- Проверьте уровень электролита во всех ячейках и произведите долив, если необходимо.
- Закрутите вентиляционные пробки, если снимали их.
- Вымойте АКБ горячей водой и высушите ее.
Примечание: Многие покупатели аккумуляторных батарей недооценивают длительность зарядки разряженной АКБ. Это приводит к тому, что покупатели возвращают рабочую батарею с претензией на то, что она не принимает заряд.
Виды зарядных устройств и как их использовать
Существует множество типов зарядных устройств: их рабочие принципы и процедуры использования приведены ниже.
1. Зарядные устройства постоянного тока
Данный тип зарядных устройств (ЗУ) обеспечивает фиксированную постоянную заранее установленную величину силы тока в независимости от напряжения АКБ во время всего процесса зарядки. Не заряжайте AGM батареи зарядными устройствами постоянного тока!
Процедура зарядки с помощью устройств постоянного тока
А. В идеале нужно заряжать каждую аккумуляторную батарею на отдельном зарядном устройстве. Если это невозможно, заряжайте АКБ, соединив их последовательно. Не рекомендуем заряжать АКБ, соединив их параллельно, — при этом невозможно контролировать количество тока, проходящего через каждую АКБ. Если АКБ с разным уровнем заряженности заряжаются соединенными последовательно, каждую АКБ нужно убирать, как только она зарядится (если вы будете ждать, когда зарядится последняя АКБ, некоторые батареи получат избыточный заряд).
Б. Измерьте напряжение разомкнутой цепи АКБ. Чтобы получить стабильное напряжение, АКБ не нужно использовать или заряжать минимум за 3 часа до проверки напряжения.
В. Зарядите АКБ рекомендованной производителем силой тока (как правило, она составляет 1/10 от номинальной емкости АКБ). Если невозможно установить на ЗУ рекомендованную силу тока, увеличьте или сократите пропорционально время зарядки. Например, если рекомендуется заряжать АКБ при 4А в течение 6 часов (24 Ач = 4 х 6), то , при силе тока в 2А заряжайте АКБ в течение 12 часов (24 Ач = 12 х 2).
Г. Заряжайте АКБ то количество часов, которое указано в таблице ниже, в зависимости от напряжения разомкнутой цепи. Например, если АКБ имеет напряжение 12,16 В, заряжайте ее 10 часов при рекомендованной производителем силой тока.
Напряжение разомкнутой цепи (В) | Время заряда (часы) |
выше 12,40 | 4 |
12,31 — 12,40 | 6 |
12,21 – 12,30 | 8 |
12,11 – 12,20 | 10 |
12,01 — 12,10 | 12 |
11,91 – 12,00 | 14 |
11,81 – 11,90 | 16 |
11,71 – 11,80 | 18 |
11,00 – 11,70 | 20 |
ниже 11,00 | См. параграф «Д» ниже |
Д. Если вы заряжаете сверхразряженную АКБ бывшую в эксплуатации с напряжением ниже 11В, может понадобиться специализированное зарядное устройство, которое может обеспечить очень высокое зарядное напряжение, и необходимый ток сначала может быть недостижим. В таком случае следите за током и регулируйте его при необходимости во время зарядки.
Примечание: Если АКБ избыточно разряжена, то срок ее службы и характеристики могут быть значительно сокращены из-за необратимой сульфатации. Зарядка может еще больше снизить ее возможный срок службы.
2. Зарядные устройства постоянного напряжения
Данный тип ЗУ обеспечивает фиксированное постоянное заранее установленное напряжение в течение зарядного периода. Ток не может быть установлен, и он будет падать по мере увеличения степени заряженности АКБ.
Процедура зарядки с помощью зарядных устройств постоянного напряжения и модифицированных зарядных устройств постоянного напряжения
А. Эти зарядные устройства предназначены для зарядки одной АКБ за один раз.
Б. Остановите зарядку, если АКБ начинает выделять газ, а напряжение АКБ не растет в течение 2 часов.
Примечание: Большинство зарядных устройств постоянного напряжения не могут заряжать сильно разряженные АКБ (ниже 11 В) за короткий отрезок времени. 24 часа минимум – это норма. Возможно, зарядить сильно разряженную АКБ вообще не удастся.
3. Модифицированные зарядные устройства постоянного напряжения
Большинство коммерческих зарядных устройств, особенно используемых в домашних условиях, относятся к зарядным устройствам этого типа, на них нельзя заранее установить ни напряжение, ни ток.
Процедура зарядки с помощью модифицированных зарядных устройств постоянного напряжения.
А. Следуйте процедуре, описанной выше в параграфе Процедура зарядки с помощью зарядных устройств постоянного напряжения.
4. «Умные» зарядные устройства
Самое последнее поколение зарядных устройств может мониторить состояние АКБ и поставлять автоматически контролируемый заряд, который зарядит АКБ в кратчайшее время без повреждений и без избыточного заряда. Некоторые «умные» зарядные устройства имеют специальные режимы для зарядки «кальциевых» АКБ и могут зарядить их в состоянии глубокого разряда, чего не могут сделать другие типы зарядных устройств.
Процедура зарядки с помощью «умных» зарядных устройств
А. Следуйте инструкциям производителя.
Б. Эти зарядные устройства могут заряжать глубоко разряженные АКБ (ниже 11 В). Есть специальные режимы для зарядки «кальциевых» АКБ.
5. Быстрые зарядные устройства (бустеры)
Они обеспечивают очень высокий начальный ток и используются в основном для быстрой зарядки разряженных АКБ, когда это срочно нужно покупателю (ускоренный или предпусковой режим зарядки). Ток снижается по мере увеличения степени заряженности АКБ, нужно следить за температурой АКБ, чтобы она не перегревалась.
Процедура зарядки с помощью быстрых зарядных устройств
А. Бустеры могут использоваться только в исключительных случаях, так как быстрый заряд сильно сокращает срок службы АКБ, особенно если она заряжается с помощью этих устройств не в первый раз.
Б. Никогда не заряжайте с помощью таких устройств сильно разряженную АКБ (ниже 11В), так как она будет сильно сульфатирована, чтобы принять заряд: сдайте АКБ в лом или заряжайте обычным образом.
В. Используйте только быстрые зарядные устройства, лимитирующие зарядное напряжение до максимального 14,2 В, и у которых есть мониторинг температуры.
Г. Внимательно следуйте инструкциям производителя зарядных устройств.
Читайте также:
- Аккумуляторный ликбез: общее знакомство с автомобильными аккумуляторами
- Аккумуляторный ликбез: основные причины отказов автомобильных АКБ
- Аккумуляторный ликбез: отраслевые стандарты и маркировка автомобильных АКБ
- Аккумуляторный ликбез: хранение и предпродажная подготовка автомобильных АКБ
Источник: GS YUASA
Михаил #
Нет, газовыделение у Ca/Ca начинается при 14,5В, но абсолютно верно написали, что для ЭФФЕКТИВНОЙ зарядки ЗУ должно иметь возможность выдать напряжение не менее 16,3В
Иван Иваныч Иванов #
Михаил, пробовали ли вы питерские зарядники Топ авто?
Там есть режимы 14/16 вольт
И зарядники BL1204 (тоже типа питерские) в качестве альтернативы всяким СТЕКам и подобным.
Интересно ваше мнение. Ну и какие ЗУ вы сами пользуете/продаете (из тех, что сейчас на рынке)
Михаил #
BL1204- вещь просто шикарная, я купил ещё в конце 2014 или начале 2015 20шт
маленьких (на 1 или 2 А, не помню), заряжают всё, что только может быть заряжено, думать практически вообще не надо, но те, что они сейчас запустили 15А- стоят просто космических денег, для себя ещё можно, а на продажу не пойдёт…
А из питерских- есть от ОРИОНа модель ВЫМПЕЛ-30-там 3 режима- 14,8В, 16В и 19В- на все случаи жизни, и есть ВЫМПЕЛ-57- там раздельная регулировка тока зарядки и напряжения отсечки- в умелых руках тоже вещь универсальная.
Ну, и суперпрофессиональная вещь ВЫМПЕЛ-55- во всех режимах сами до сих пор не разобрались, для себя поставили штук 5, а продаётся мало- народ-то ведь пошёл тупой и ещё тупее…
Михаил #
По п.1А- можно и нужно заряжать (подзаряжать) новые одинаковые! АКБ, соединённые параллельно, разряженные в силу длительного хранения на складе- проверено в течение более 5 лет-результат отличный во всех отношениях…И касательно таблицы с временем зарядки- я бы рекомендовал её применение только для «герметизированных» (беспробочных) АКБ, в остальных случаях надо рекомендовать «до результата», т.е. до плотности, соответствующей климатической норме (для умеренного=1,27-1,28г/куб.см). Очень много факторов, влияющих на время зарядки- и температура, и тип ЗУ, и возраст АКБ, все учесть невозможно…
В остальном статья отличная, особенно касательно безжалостной «сдачи в лом»- видно, что писал наш человек, а не прохожий…
Максим #
Михаил, Администрация!
А можете мне скинуть схемку параллельного подключения?
BATTMAN #
Вот, например —http://www.at-systems.ru/quest/new-quest/battery-parallel.png
Михаил #
Какая схема, Максим!
Плюс с плюсом, минус с минусом — и вперёд!
Геннадий #
Эта статья устарела минимум на лет 20-30.http://www.jgdarden.com/batteryfaq/carfaq9.htm
Современные аккумуляторы надо заряжать до, примерно, 16,25 В.
Старые зарядные устройства, которые заряжают до 14,2 В зарядят современный аккумулятор только на 65-70%. У современных аккумуляторов другие пластины. Газовыделение начинается после достижения 16 В.
См.
Сергей #
Современный аккумулятор Саратов , Курск, ТУБОР, Варта.
Все одинаковые?
Сергей #
Ну, как Лада, TOYOTA, УАЗ и др.