РФ: Открытое письмо российских производителей АКБ в Госдуму
На российском рынке автомобильных аккумуляторов с каждым годом становится все теснее и теснее. «Открытые» границы для стран-участников СНГ и таможенные преференции ряду политических союзников России способствуют появлению на российском рынке новых игроков, меняющих его устоявшуюся структуру. Крупнейшие российские производители увидели в этом угрозу обороноспособности страны и обратились в Госдуму за помощью.
Открытое письмо
От:
ООО «Тубор»
121 351, г. Москва, ул. Ивана Франко, д.48, стр. 1, подъезд 3, телефон (495) 737-49-47 , факс (495) 417-04-14
ОАО «Тюменский Аккумуляторный завод»
625 001, г.Тюмень, ул.Ямская, 103, тел. (3452) 43-47-83
Компания «Аккумуляторные Технологии»
ООО «Техникс», 664 050 РОССИЯ, г. Иркутск ул. Партизанская 21, 4 этаж Тел.: (3952) 55-45-10 Факс: (3952) 55-46-35
ЗАО «АКОМ»
445 359, Самарская область, г. Жигулёвск, проезд Отважный, 22; тел./факс: (8482) 316-400 , 316-406
Кому: Председателю Комитета Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике и предпринимательству Е.А.Федорову.
Копия: Председателю Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохину,
Заместителю председателя Общественной палаты РФ, Вице-президенту Союза машиностроителей России В.В. Гутеневу.
Уважаемый Евгений Алексеевич!
Считаем необходимым проинформировать возглавляемый Вами Комитет Государственной Думы о чрезвычайно острой ситуации, сложившейся на российском рынке автомобильных аккумуляторных батарей (АКБ) и попросить содействия в ее решении на государственном уровне.
Коротко о наших предприятиях:
Завод «Тубор», расположенный в Нижегородской области, на сегодняшний день, является ведущим российским производителем автомобильных стартерных аккумуляторных батарей на территории РФ. Основанный в 1999 г, он оснащен современным оборудованием и использует передовые технологии. За прошлый, 2010 год заводом было выпущено свыше 1,4 млн. ед. продукции, что составляет около 15% российского рынка аккумуляторов. Предприятию присуждено почетное звание «Работодатель года» в своем регионе, оно обеспечивает стабильными высокооплачиваемыми рабочими местами население района. Флагманскую торговую марку завода – аккумулятор TITAN – по данным исследовательской компании AC Nielsen, знают 50,8% российских автолюбителей. По узнаваемости она занимает третье место после VARTA (78,6%) и BOSCH (70,4%). Основное внимание уделяется качеству – внедряются и применяются мировые инновации для улучшения потребительских характеристик продукции. Современное оборудование предприятия не уступает заводам США и Германии. Предприятие прошло сертификацию по стандартам ISO 9001 и ISO TS 16949 (требование автопроизводителей – Volkswagen, Renault, Volvo и др.), с 2009 г. сотрудничает с компанией TOYOTA Engineering Corporation – японские специалисты внедряют систему обеспечения эффективности и качества с целью возможности дальнейших поставок продукции на автозаводы TOYOTA в России и Европе. Уже осуществляются поставки АКБ на ряд российских автосборочных предприятий, продукция одобрена концернами Volkswagen и Renault.
Тюменский Аккумуляторный Завод основан в 1941 году. Выпускает широкую линейку автомобильных и мотоциклетных стартерных и промышленных тяговых аккумуляторов. В том числе с конвейера выходит продукция по заказам Военно-промышленного комплекса РФ. Объем производства – свыше 1 млн. АКБ. Торговые марки завода известны многие десятилетия и пользуются заслуженным авторитетом у населения, особенно в Уральском и Сибирском федеральных округах. Предприятие активно занимается сбором и переработкой свинцового лома, внося ощутимый вклад в государственную экологическую программу.
Компания «АкТех» была создана в 1999 году на базе завода «Востсибэлемент» (г. Свирск, Иркутской области), который был построен еще в далекие 30-е годы 20-ого века для обеспечения аккумуляторными батареями и гальваническими элементами Востока страны. Компания с момента создания произвела масштабную модернизацию производства с применением оборудования из США, Кореи, Японии, фактически возродив завод. Продукция завода — популярные батареи «АКТЕХ» и «ЗВЕРЬ», изготовленные по современным технологиям, являются эталоном надежности и отвечают самым строгим требованиям рынка. В начале-середине 2000-х годов компания была основным поставщиком ОАО «АВТОВАЗ» и других российских автозаводов, а сейчас является одним из лидеров на вторичном/розничном рынке. Поставки продукции осуществляются также на экспорт и в страны СНГ. В 2010 г. компания произвела более 700 тыс. АКБ. Производство сертифицировано по стандарту ISO 9001. В настоящий момент в г. Свирске (дотационном муниципальном образовании) компания является одним из 5-ти крупнейших работодателей и налогоплательщиков.
ЗАО «АКОМ» расположен в г. Жигулевск, Самарской области, существует с 2001 года и является современным российским предприятием в сегменте рынка автокомпонентов для автосборочных производств. «АКОМ» при производстве своей продукции использует самые передовые технологические решения и новейшее оборудование. Сейчас компания выпускает 75 видов продукции под торговыми марками АКОМ, REACTOR, BRAVO, FORWARD — всего более 1,2 миллиона батарей в год. Система менеджмента качества компании «АКОМ», сертифицированная на соответствие стандартам ISO 9001 и ISO 16949, система экологического менеджмента – ISO 14001. ЗАО «АКОМ» является официальным поставщиком многих автосборочных предприятий, и его доля на первичном рынке достигает 60%. «АКОМ» — неоднократный обладатель различных премий и наград за высокое качество и конкурентоспособность товаров и услуг, лучший поставщик ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ» по итогам 2010 года, обладатель Сертификата «Q1 – поставщик гарантированного качества FORD».
Вышеперечисленные предприятия сегодня обеспечивают суммарно более 70% от общего производства аккумуляторов Российской Федерации, а их потенциальной производственной мощности достаточно для обеспечения высококачественной продукцией 120% емкости аккумуляторного рынка РФ.
К сожалению, за последние несколько лет на российском рынке АКБ произошли неожиданные изменения: зарубежные игроки начали активное вытеснение отечественных производителей с рынка. Заводы Украины, Восточной Европы, а также американские транснациональные корпорации ведут целенаправленную ценовую атаку на отрасль, имеющую стратегическое оборонное значение. В 2009 году доля рынка автомобильных батарей, приходящаяся на импорт, составляла 41,6%, а в 2010 она уже составила 73% (см. Приложение).
В частности, крупнейший завод Украины – WESTA за 1 год нарастил объемы экспорта в Россию на 83% — с 693 298 ед. в 2009 г. до в 1 268 806 ед. в 2010 г. Производитель из республики Сербия – завод SOMBOR начал реализацию своей продукции в больших объемах по демпинговым ценам. Завод SOMBOR входит в крупный сербский промышленный концерн FARMAKOM, который, помимо прочего, занимается поставками боеприпасов в страны НАТО. Концерн имеет финансовую возможность осуществлять внутренние дотации своему аккумуляторному направлению, может позволить себе определенное время продавать товар ниже себестоимости для завоевания рынка.
Между Россией и Сербией сегодня существует соглашение о беспошлинной торговле, за счет чего данный производитель может атаковать российский рынок, поставляя продукцию по ценам, которые значительно ниже уровня производственной себестоимости российских заводов (включая завод TUBOR). Объем рынка АКБ Республики Сербия невелик, поэтому завод SOMBOR и концерн FARMAKOM экспансию на российский рынок считают своей стратегической целью.
По данным ФТС, SOMBOR ввез в 2010 г. на территорию России 831 950 АКБ. Это в 5,8 раза больше, чем в 2009 г.
Мы считаем, что на лицо атака на экономическую безопасность России, сопровождаемая целенаправленным выдавливанием отечественных производителей аккумуляторов с рынка – ценовой войной. Украинская батарея Docker и сербская батарея Extra Start емкостью 60 а/ч сегодня предлагается оптом по цене около 1210 руб. Для большинства российских предприятий в эту сумму укладывается лишь себестоимость основного сырья – свинцового сплава. А ведь российским предприятиям отрасли нужно сохранять рабочие места и развиваться.
За последние несколько лет уже доведены до банкротства и фактически прекратили выпуск продукции сразу несколько крупнейших российских производителей АКБ: Подольский аккумуляторный завод, заводы в Курске, Комсомольске-на-Амуре, Саратове, Компания «Евротехнологии». Эти заводы также являлись поставщиками Министерства Обороны РФ (авиационные, ж/д, танковые и др. стратегические батареи). Если существующий таможенный режим в отношении Украины и Сербии сохранится, то в 2011 г. завод «Тубор», «Тюменский аккумуляторный завод», завод «АКОМ» и завод «АКТЕХ» также может постигнуть участь этих предприятий.
Украина, активно поддерживающая НАТО и стремящаяся вступить в Евросоюз и также ведет жесткую борьбу за российский рынок, в которой ценовой демпинг является основным инструментом. Такие украинские гиганты как корпорации ISTA и WESTA, не находя рынка сбыта своей продукции на своей территории, ставят задачу завоевания российского рынка, выдавливая с него отечественных производителей. Сегодня ввозимые в Россию аккумуляторные батареи украинского производства не облагаются таможенными пошлинами.
Режим беспошлинной торговли между Россией и Сербией был введен в 2000 г. для поддержания экономики этой страны в ее послевоенный период (1999-2001 г.). Со времени этого решения прошло уже более 10 лет и ситуация коренным образом изменилась – Сербия успешно развивается и собирается вступать в ЕС.
Мы не против конкуренции, но мы хотим конкурировать с иностранными производителями на равных условиях. Бедственное положение отрасли вынуждает нас обратиться к Вам с просьбой принять срочные меры по защите российских производителей аккумуляторов от ценовых демпинговых атак со стороны иностранных производителей.
Отсутствие антидемпинговых таможенных пошлин на АКБ из Украины и Сербии играет в нынешней ситуации ключевую роль, необходимо привести эти страны к общим условиям по ввозу аккумуляторов. Кроме того, по нашему мнению, таможенные пошлины для прочих стран на товарную категорию «стартерные аккумуляторы» сейчас находятся на недостаточном уровне, чтобы дать развиваться отечественному производителю АКБ. Необходимо пересмотреть их уровень в сторону повышения (как минимум, на 5% — с 15% но не менее 3,3 евро/шт. до 20% и не менее 5 евро/шт.), и это, несомненно, принесет позитивные плоды. Пример — после поднятия ввозных таможенных пошлин на иномарки начали активно строиться и развиваться автосборочные предприятия на территории России. Теперь, за счет программы локализации автокомпонентов, они переходят на полный интегрированный цикл производства, становятся частью экономики нашей страны, внося ощутимый вклад в ее укрепление. Таким образом, мы не против того, чтобы иностранные компании строили в России свои полноценные производства.
Дальновидные страны создают и защищают свой производственный, технологический потенциал — он создаётся десятилетиями и даёт государству экономическую мощь и независимость. Именно отечественные производственные площадки создают гарантированные рабочие места, улучшается жизнь конкретных людей и семей — страна возрождается. Наша совместная задача – не допустить потери рабочих мест и зависимости России от импортируемых на ее территорию стратегически важных товаров – автономных источников тока.
С надеждой на взаимопонимание,
Генеральный директор ООО «ТУБОР» А.А. Ким
Генеральный директор
ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» А.В. Кореляков
Генеральный директор
Компании «Аккумуляторные технологии» А.В. Давыдов
Генеральный директор
ЗАО «АКОМ» Д.В. Подгорных
Приложение.
Таблица 1. Ввоз аккумуляторных батарей на территорию РФ. Данные Федеральной Таможенной Службы.
Диаграмма 1. Реализация аккумуляторных батарей на территории РФ в 2009-2010 гг.
Источник: Компания «Евразия»
Добрый Эль #
Помните как в скетче каком то было :
— Люблю я Россию-Матушку ! Поля наши и луга, деревеньки , городушечки ! И березки русские !!! Эх березоньки !!!
— А машина у тебя какая ?
— Лексус…….но лошадки то в ней русские !!!!!
Патриотизм тут не при чем. Качество отечественных батарей ни чем не уступает импорту. На мой взгляд отечественные производители привыкли находится в парниковых условиях : спрос превышает предложения, импорт за 15% пошлиной, сидим ровно, получаем сверх прибыль. А тут на тебе ! Сербы, Украина ! Скорее письмо «патриотичное» давайте напишем в как бы Думу….
Все прекрасно знают что стоимость сырья у всех примерно одна, а вот технологии производства разные. И вот тут то и формируется себестоимость. Ведь не секрет что атмосферное литье дороже в производстве экспандинга. Дык может вместо того что бы письма писать нуна было подумать за своевременную модернизацию техпроцессов ?
hg #
Меня особо умиляет фраза:
«Если существующий таможенный режим в отношении Украины и Сербии сохранится, то в 2011 г. завод «Тубор», «Тюменский аккумуляторный завод», завод «АКОМ» и завод «АКТЕХ» также может постигнуть участь этих (обанкротившихся) предприятий.»
Всё предрешено! По календарю Майи конец света — в 2012 году, у отечественных аккумуляторщиков -в 2011 году =)
Никита - Люблю все отечественное)))) #
У моего отца магазины запчастей, поэтому с аккумуляторами я сталкиваюсь постоянно. в том числе и с производителями, и с потребителями… наши батареи по качеству может и не особо лучше импортных, но уж точно НЕ ХУЖЕ! Мой отец ярый патриот России и несмотря на большой ассортимент в своем магазине предпочтение отдает НАШИМ аккумуляторам… но вот цены, конечно… соблазняют на импорт… Наверное, надо задуматься, и молодцы производители, полностью поддерживаем
Александр #
«Патриот» видимо хочет, что бы испортные батареи стоили так же дорого, как и отечетсвенные?
Наверное ПАТРИОТ, это не тот кто хочет, дорогих цен для граждан, а тот кто хочет низких.
Как отечественные производители «умудряются» производить продукцию позавчерашнего дня по дорогой цене? Ведь западные батареи надо привезти, заплатить таможенные пошлины 15%, и они при лучшем качестве, все равно дешевле? Чудеса.
Может надо научиться работать, а не набивать карманы?
Baza #
Эх, не зря Сомбору золотой унитаз вручили!
Kvest #
В курсе, господа, что к 2020 году авто производители и импортные в том числе, должны быть 60% укомплектованы авто компонентами российского производства. И как прикажите этим заводам развиваться, инвестировать в технологии, оборудование, если они тупо, как и «ближние друзья» начнут участвовать в этих ценовых играх. Молодцы! Хоть кто-то в нашей стране занимается поднятием российского производства, и борются за свои права.
Петрович #
Вот-вот!соглашусь с Вами,+1
Молодцы,удачи в борьбе за подъем отечественной экономики и развитие промышленности
AKB-Best #
Господа! Я в аккумуляторном бизнесе более 10 лет. Работаю как с Украиной, так и с одним из указанных в статье заводов, и недоумеваю от ваших комментов.
1) С чего вы взяли, что «Иста и Веста» бьёт по ценам российских производителей? — Бред. Российские и украинские батареи находятся в одной ценовой линейке.
2)За последние годы проблем с качеством у российских батарей — практически не встречал! (кстати чего не скажешь об украинских АКБ)
3)И наконец по технологиям от Toyota: А разве это плохо? Toyota -мировой лидер в области производства автомобилей! — Гордиться надо!
Российские производители объединились, чтобы отстоять свои интересы, и правильно сделали! Нашему народу бы у них пример брать!
leadkiller #
По первому пункту:
в Москве мелкооптовая цена 190АПЗ от Тюмений — чуть менее 6000 руб., а РОЗНИЧНАЯ Westa Docker?! Те же 6000 руб.!
По второму пункту — а где разговор о качестве российских батарей?
Попытки объединения российских производителей для борьбы с серым импортом предпринимались неоднократно (отдельный поклон В.А. Солдатенко), а результат?
И, уж если Вы более 10 лет в аккумуляторном бизнесе, то должны хорошо помнить, что репутация большинства российских заводов еще каких-то 3-4 года назад было сильно далека от безупречной (и по качеству, и по наличию в свободном доступе).
Петрович #
По поводу качества. Испытания батарей показывают,что наши батареи не уступают импортным,кстати и практика это показывает тоже,вот только репутацию испорченную когда то порой трудно изменить,но это друга тема.Короче,наши АКБ оч даже ниче се так! И производителей надо поддержать,иначе мы будем изменниками Родины
leadkiller #
Защита и поддержка отечественного производителя — штука тонкая… если (как обычно — см. Онищенко) рубануть — вернемся к временам эбонитовых моноблоков и дефицитных Жигулей.
Аккумуляторщик #
Где, интересно, вы читали об испытаниях качества батарей? Уж не в журнале «За рулем» ли ? Вы знаете, что этот журнал уже давно называют «За рублем», ибо кто больше даст денег, того батарея и самая лучшая. Неоднократно победителями испытаний этого журнала были АКБ Тюменского завода, а самыми плохими «Варта» и «Бош».!! Что касается названных российских производителей, то они выпускают качественные батареи, соответствующие мировым стандартам. Однако номенклатура выпускаемых батарей за исключением пожалуй завода Тубор не обеспечивает потребности рынка. При этом при потребности рынка около 11 млн батарей в год. Наши заводы выпускают лишь около 4 млн. Остальное покрывается за счет импортных АКБ Высказывание о возможности наших заводов покрыть 120% потребности рынка , мягко говоря, не соответствует действительности. При наших налогах, когда у производителей в виде авансов на прибыль отбирают оборотные средства, этого можно будет достичь лет этак через десять в лучшем случае. Ну и последнее. Наши производители испугались конкуренции. Вместо того, чтобы расширять номенклатуру, внедрять более производительные и современные технологии, и тем самым увеличивать производительность и, в конечном итоге, свою прибыль, конечно, гораздо проще упросить Правительство поднять пошлины на импорт. Компания Веста из Украины , кстати, реанимировав Курский аккумуляторный завод выпускает качественную продукцию в экономсегменте, постепенно выдавливая с Российского рынка сербские аккумуляторы, но при этом не просит повышать пошлины. Лучше бы директора всех российских заводов, а не только аккумуляторных, попросили бы Правительство снизить для производителей налоги, повысив их, например, для торговых компаний, которые ничего не производят, но доход имеют больше производителей. Если Дума и Правительство примут решение увеличить пошлины, то от этого пострадает лишь конечный потребитель, а именно мы с вами, т.к. будем покупать аккумуляторы на свои импортные машины существенно дороже.
Александр #
Уважаемый «Аккумуляторщик» , испытания проводимые журналом «За Рулем» бесплатные, проводит их военный НИИ (специализирующийся на электрооборудовании), видимо специалисты там есть.
Если Вы «Аккумуляторщик», то должны знать, что уважаемый Вами Bosch, вообще не имеет своего производства, это просто торговая марка.
А Varta несколько лет назад обанкротилась, и сейчас это практически тоже торговая марка, производящаяся в разных странах (в т.ч. и в Китае) на разных заводах — о каком стабильном качестве может идти речь? Но реклама работающая более 30 лет, свое дело делают. А обе батареии обычного среднего качества, что и подтверждается испытаниями.
AFrol #
Тут некто Александр ниже написал полную ерунду. В частности про то, что Varta обанкротилась и батареи делают в разных случайных местах. Так вот Varta GmbH существует (сменилась часть владельцев) и делает свои автомобильные батареи на заводах Varta в Германии (в Цвикау и Ганновере), в Чехии (Чешска Липа) и Испании. Любой желающий может лично в этом убедиться лично (за свои деньги). И с этих заводов поставляют на конвейеры всех европейских автопроизводителей. В том числе и остродефицитные в Европе батареи AGM. Компания Robert Bosch действительно не имеет собственного (в 100% собственности) производства батарей. Но она имеет долю в Varta GmbH, и т.о. в рамках своей доли владеет производством. И батареи под маркой Bosch совершенно идентичны батареям под маркой Varta (с точностью до наклеек это одно и о же). Если бы тест ЗР был хотя бы честным, то эти батареи не занимали бы места в разных концах списка. Точно такая же история и с батареями American (в которых американского — одно название), да Medalist, которые изготавливали на корейском заводе Delkor до тех пор, пока этот завод не купили американцы из Johnson Controls (которые вместе с Bosch являются владельцами Varta). Батареи Daewoo были идентичны (только цвет корпуса был другим) батареям American/Medalist, но по итогам теста ЗР батареи Daewoo были признаны полным отстоем. Что не требует комментариев.
Хватит дурить народ.
Oleg #
Все страны защищают своего производителя. Это факт. Только в РФ на все наплевать. Есть нефть, есть газ, зачем париться о производстве! Да, забыл еще упомянуть нашу таможню)))) Что имеем в результате: иностранцы поддерживают свои заводы и их экспорт , таможня закрывает глаза на «серые» схемы растаможки, плюс еще наши чиновники со своими волокитами и устаревшими нормативами, по которым можно очень легко закрыть любой завод, но построить новый НИКОГДА… Все это закончится тем, что сначала закроем все производства, потом закончится нефть и газ , а потом закончится Россия, хотя это и очень печально(((… Да, кстати , пример с АвтоВАЗом не очень правильный, так как АвтоВАЗ еще со времен СССР превратился в неповоротливого монстра, не желающего перемен, а упомянутые аккумуляторные заводы ( по крайней мере 2 из них ) появились уже через 10 лет после развала Союза, за что честь и хвала их создателям : ТОЛЬКО УМАЛИШЕННЫЙ РОМАНТИК МОЖЕТ ЗАХОТЕТЬ РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ, ЛУЧШЕ ОТДАТЬСЯ АМЕРИКАНЦАМ, ЕВРОПЕЙЦАМ И КИТАЙЦАМ И КОРМИТЬ ИХ А САМИМ ПОТИХОНЬКУ ВЫМИРАТЬ..
АКБ #
Позор! «За честную конкуренцию» они! Потом будут кричать, что супостаты заводов пооткрывали и душат родные не эффективные производства. Что же они не ВАЗовские передовые технологии менеджмента внедряют, а от Toyota? 🙂 Хранители Российских интересов…
MAX #
Передовые технологии ВАЗа — это сильно! Прокатившись на «суперкаре Калина», Путин высоко оценил их инженерный опыт! Пусть заводы лучше у Тойоты учатся.
Сергей #
Заплакали. Раньше надо было думать, когда брак гнали. Вот теперь и плачутся. Вместо того, что бы вопить о демпинге подумали бы о том, что надо завоевывать доверие покупателей! Конечно это удобно, когда нет конкурентов, но не в том мире теперь живем.
З @ х @ р #
Господа! Куда делся-то патриотизм? Времена, когда импортный товар выигрывал по качеству при сравнении с отечественным, уже прошли. Не, ну безусловно есть еще заводы, выпускающие продукцию на старом оборудовании с еще советской организацией производства. Но согласитесь, что достаточно примеров в нашей жизни, где отечественный производитель на равных конкурирует с европейцем. Вот только адресатам сейчас некогда, выборы на носу. Но удачи, ребята!
AFrol #
Примеры приведите, когда «отечественный производитель на равных конкурирует с европейцем». Желательно, не из области балета и космоса, а что-нибудь такое простое и доходчивое, что для людей, что-нибудь бытовое. Ну там, стиральная машина, например. Хочется узнать своих героев.
Потому как для того, чтобы завысить емкость и пусковой ток на этикетке аккумуляторной батареи, много ума не надо, все равно никто проверить не сможет. Этим аккумулятор и хорош. Только внедрение нанотехнологий и подъем промышленности с колен тут ни при чем.
Александр #
Очень бы хотелось несколько названий промышленных товаров лучшего качества, чем хорошие западные.
leadkiller #
А посему бы уважаемым производителям не подумать над тем, почему продукция Исты и Весты бьет их по ценам? Свинец в Украине нисколько не дешевле, чем в России, полипропилен — тоже… Может, в своем хозяйстве покопаться?