РФ: «АвтоВАЗ» просит дополнительные деньги
Бюджетные средства, предусмотренные по программе утилизации старых автомобилей, будут исчерпаны уже через 3 месяца. По мнению президента АвтоВАЗа Игоря Комарова, необходимо увеличить финансирование госпрограммы и продлить ее действие. По его прогнозам, продукцию АвтоВАЗа выберут как минимум половина потребителей, участвующих в программе.
Программа позволила АвтоВАЗу значительно увеличить производство и достичь устойчивого превышения объёма продаж. Такого роста в Тольятти не наблюдали с середины 2008 года. По данным маркетологов автозавода, из 34 тысяч машин, реализованных на внутреннем автомобильном рынке страны в марте 2010 года, 8 тысяч продано по госпрограмме. Общий объём продаж в феврале составил 20 тысяч автомобилей.
Как сообщает пресс-служба компании, продажи АвтоВАЗа выросли на 70% по сравнению с февралем 2010; на 13% — по сравнению с мартом 2009. На экспорт отправлено 3 119 автомобилей Lada. Всего АвтоВАЗ за I квартал 2010 года на российском рынке продал 71 632 Lada, экспортировал 6 432 Lada. В марте значительный рост продаж показали все модели — например, в России продано 6 351 Lada Kalina, что почти в два раза больше, чем в феврале 2010. При этом дилеры АвтоВАЗа получили за март 83 тысячи заявок на приобретение автомобилей с учетом премии за утилизацию.
Совет директоров компании недавно одобрил согласованную с правительством стратегию развития до 2020 года. Документ предусматривает суммарные инвестиции «АвтоВАЗа» до 2020 года в размере порядка 184 млрд рублей, из них 127 млрд — собственные средства, 43 млрд — заемные, еще 14 млрд — инвестиции Renault в контрактную сборку, которые будут вложены в ближайшие 3 года. Инвестиции в модельный ряд в период до 2017 года составят 58,4 млрд рублей, с 2017 по 2020 гг. — 24,6 млрд, в производственные мощности до 2020 года — 68,2 млрд руб., в модернизацию — 22,5 млрд, в двигатели — 10 млрд.
К 2018 году «АвтоВАЗ» намерен полностью освободиться от долгового бремени, связанного с финансированием инвестпрограммы.
Как сообщил глава компании, «АвтоВАЗ» в ближайшее время оформит договоренности с банками о реструктуризации долгов, что позволит компании получить очередной транш господдержки. Согласно постановлению правительства о выделении «АвтоВАЗу» 28 млрд рублей компании необходимо было достичь договоренности с банками о реструктуризации долга. Такая договоренность уже достигнута с основными кредиторами — Сбербанком и ВТБ. Но на дополнительную господдержку «АвтоВАЗ» в 2010 году не рассчитывает.
Параллельно вазовским успехам с начала апреля Минпромторг начал перечислять средства автодилерам. Как сообщает пресс-служба ведомства, в рамках распределения лимита бюджетных обязательств на субсидии торговым организациям по возмещению потерь в доходах при продаже новых автотранспортных средств по программе утилизации автомобилей выделено только 2,05 млн. руб. Тем временем, с 8 по 31 марта дилерами было выдано 33,5 тысячи сертификатов, тогда как заявок поступило в три раза больше — около 150 тысяч.
Как пояснил «Гудку» аналитик агентства «Автостат» Андрей Топтун, программа завершится в тот момент, когда будут выплачены 11 миллиардов рублей, заложенные на эти цели в бюджете.
«Предложение Игоря Комарова – это не более чем его личное пожелание дополнительного государственного финансирования для автозавода. Хотя программа действительно успешная и по нашим прогнозам все 200 тысяч автомобилей, на которые она рассчитана, будут проданы до конца лета, а возможно уже до августа», — подчеркнул Андрей Топтун.
Аналитик инвестиционной компании «Атон» Юлий Матевосов напомнил, что программа ставит своей целью не обогащение автомобильных производителей. «Государству нужно поддержать производство бюджетных автомобилей, сделать их более доступными для потребителя и вместе с тем обновить автомобильный парк страны. АвтоВАЗ и без дополнительного финансирования доминирует в сегменте дешевых машин и получит наибольшую выгоду от программы. Конкуренцию за государственные средства ему могут составить другие производители, но если решатся ощутимо снизить цену, в первую очередь это касается Renault Logan и Ford Focus», — предположил эксперт.
По данным Минпромторга, в стране зарегистрировано 14 миллионов машин, возраст которых превышает десять лет. Правительство выделило для реализации этого проекта в общей сложности около 11 миллиардов рублей. В списки участников попали 1,57 тысячи дилеров и 153 утилизатора.
После окончания пилотного проекта по утилизации автомобилей, срок которого истекает в ноябре текущего года, Минпромторг планирует объявить тендер на разработку основной программы утилизации.
Автор: Ринат Накипов, GUDOK|RU