Российское правительство придумало, как и кто будет спасать автопром
В ходе заседания 4 марта, в целом была одобрена стратегия развития автомобильной промышленности России на ближайшие 10 лет. Проект предстоит доработать до 30 марта. Только суммарные вложения российских и иностранных компаний составят около 1,2—1,8 трлн рублей. При этом правительство предпочло новый способ поддержки автопрома — оно попросило россиян активнее покупать «новье».
В подъем автопрома, который переживает не лучшие времена, придется вложить от 1,2 трлн до 1,8 трлн рублей, сообщает «Газета». Доля российских участников рынка — 584 млрд рублей. Большую часть остальных средств должны вложить иностранные компании-производители. При этом основные финансовые вливания предстоит сделать до 2013 года, то есть в течение трех лет. Не останется в стороне и бюджет. В текущем году из 55 млрд рублей российских инвестиций 20—24 млрд рублей будут сделаны за счет бюджетной поддержки. На следующий год автопром получит инвестиции на уровне 135 млрд рублей, бюджетная поддержка составит 39 млрд рублей. В 2012 году инвестиции составят 90 млрд рублей, а бюджетная поддержка — 44 млрд рублей. Среди механизмов господдержки упоминаются госгарантии и проектное финансирование в рамках действия институтов развития. По мнению Минпромторга, необходимо рассмотреть вопрос о компенсации части процентных ставок по кредитам для автопрома в среднесрочной перспективе, до 2015 года. Государство потратит на это 60 млрд рублей и еще 24 млрд из федерального бюджета на финансирование новых проектов и платформ. Но гораздо большие деньги предполагается потратить на создание производств автокомпонентов. На эти цели в течение действия стратегии будет израсходовано 190 млрд рублей, в том числе около 50 млрд рублей из бюджета. Согласно концепции инвестиции позволят к 2014—2015 году выйти на докризисный уровень рынка. А к 2020 году увеличить ежегодные объемы сбыта до 3,5—3,6 млн машин. При этом 52% рынка закрепится за отечественными производителями, включая альянсы с иностранными компаниями. Ежегодно в России будут собирать 3,1 млн автомобилей, из которых 250 тыс. направят на экспорт. Из общего количества 350 тыс. машин составят легкие коммерческие автомобили, 190 тыс. грузовиков и 27 тыс. автобусов. Кроме того, российскому автопрому предстоит не только удвоить объемы рынка, но и не допустить роста продаж импортных автомобилей.
«Труд» пишет, что правительство делает упор на развитие «Renault-АвтоВАЗ», Fiat-Sollers, ГАЗа и КамАЗа. К 2020-му 80% всех продаваемых в России машин должны производиться в стране. При этом на долю отечественных компаний должно приходиться более 52% рынка, остальное — за счет локализации выпуска иномарок. Упор в стратегии сделан на развитие технологий. Помимо известных уже электромобилей и водородных двигателей в списке разработок — сплошная фантастика. Здесь и ядерные силовые установки для машин, и создание летающего авто, а также автосредств для освоения шельфа Северного Ледовитого океана и Луны, и появление беспилотной машины, и разработка аккумуляторов, не нуждающихся в подзарядке. Погрязший в долгах «АвтоВАЗ» благодаря стратегии к 2020 году должен довести выпуск легковушек до 1 млн. в год: 330 тысяч автомобилей нового поколения на платформе Lada Kalina и такое же количество — на каждую из моделей класса B и C. «ГАЗ» ориентируется на 150 тысяч машин в год, а Fiat-«Соллерс» — на 500 тысяч. Спрос будут стимулировать путем размещения госзаказов, а также за счет поддержки кредитования и лизинговых программ. Правительство отказалось от идеи покупки крупного зарубежного автопроизводителя для получения современных технологий. На это, как рассказал глава Минпромторга Виктор Христенко, было запланировано направить 150 млрд. рублей. Эту тему, отметил он, пока «сдвинули за пределы стратегии».