Производство аккумуляторов в России остановилось в развитии
За девять месяцев нынешнего года производство аккумуляторов в России упало на 44,5%, а слово «банкротство» появилось в оперативном лексиконе у многих руководителей отрасли.
Эксперты склонны считать, что отрасль, которая успешно работала, неожиданно начала «уходить». Причина тому — основные заказчики переориентировались в закупках на импортные аккумуляторы, которые дешевле, но не подходят для России из-за особенностей эксплуатации и температурного режима.
В то же время президент Международной ассоциации производителей химических источников тока и оборудования для их производства «Интербат» Владимир Солдатенко отмечает, что «срок службы российских батарей в разы выше, к примеру, чем болгарских». «Щелочные батареи некоторых российских производителей по качеству — хайтековские изделия — ни в чем не уступают батареям ведущих транснациональных корпораций, а их сегодняшняя замена на чуть более дешевые импортные свинцовые аналоги — это чисто административные решения, основанные не на мнении компетентных специалистов и отраслевых НИИ, а на рекламных посулах иностранных производителей, стремящихся захватить перспективный российский рынок и готовых для этого на многое, в том числе и игры с ценами на свою продукцию», — рассказывает Солдатенко.
На самом деле химические источники тока, которые мы привыкли называть аккумуляторами, — одни из самых популярных промышленных товаров в мире. С ними связано дальнейшее расширение систем телекоммуникации и безопасности, использование экологически чистого транспорта и даже космических перелетов. Именно поэтому производство аккумуляторов — отрасль важная, перспективная, от которой зависит будущее экономики.
Сейчас в России работает около 20 крупных производителей этой продукции, примерно такое же количество более мелких. Одни выпускают свинцово-кислотные аккумуляторы, в основном устанавливаемые на автомобили, мотоциклы, а также танки, подводные лодки и т.д. Другие — щелочные. Они обеспечивают в основном железнодорожный транспорт, электропогрузчики, связь, авиацию, космос, военную технику.
Перманентный рост тарифов на энергоносители, железнодорожные перевозки (10-22% в год), неадекватно высокие кредитные ставки, а также массовое занижение импортерами декларируемой стоимости ввозимых импортных аккумуляторных батарей с целью минимизации таможенных платежей, — все это ставит отрасль аккумуляторов на грань выживания.
«К сожалению, одна из наиболее перспективных и наукоемких отраслей, которой является отечественная электрохимическая энергетики, сейчас переживает далеко не самые лучшие времена, — говорит технический директор «Завода АИТ«, доктор технических наук Вячеслав Волынский. — Причем основной удар по отрасли был нанесен не кризисными явлениями, происходящими в мировой экономике. Наиболее губительное воздействие оказала недобросовестная конкуренция со стороны транснациональных корпораций, маркетинговая стратегия которых направлена скорее на взаимовыгодный альянс с чиновниками, чем на технологическое превосходство.
Ее результатом, по словам Волынского, стала реализация дешевых и низкокачественных изделий по завышенным ценам.
Вопрос аккумуляторной отрасли очень серьезный, он касается судьбы нескольких важнейших заводов, которые являются резервом министерства обороны. Как говорит Александр Анисимов, исполнительный директор Национальной ассоциации производителей источников тока «Русбат«, отрасль и так нуждалась в поддержке. К традиционным проблемам — отставание в технологиях, зависимость от зарубежных поставок комплектующих, кадровое обеспечение, рост тарифов и высокие кредитные ставки, налоговое бремя и сложности на таможне и в конце концов климатические особенности, из-за которых производство в нашей стране гораздо более энергоемкое, чем в той же Европе, — добавились новые вроде той же болгарской угрозы.
Российские аккумуляторщики смотрят в будущее без оптимизма. «Если ничего не изменится, как минимум нас ждет прекращение развития отрасли, что в сегодняшней ситуации рано или поздно приведет отечественные предприятия к череде банкротств», — описывает перспективы Вячеслав Волынский.
Кстати, вопрос об утилизации в России отработанных аккумуляторов также стоит достаточно остро. Несмотря на то что переработка лома и отходов цветных металлов в России регулируется федеральными законами, учет и сбор аккумуляторного лома свинца и никеля слабо контролируется как компаниями — владельцами аккумуляторов, так и надзорными органами. Вследствие этого аккумуляторный лом сдается в приемные пункты независимо от того, имеется ли у пункта лицензия на сбор и утилизацию опасных отходов. Далее из этого лома простейшим и, как правило, экологически опасным способом извлекается ликвидный никель, а все остальные отходы фактически не утилизируются, а выбрасываются на свалки.
Таким образом, предприятия, имеющие специализированные мощности по переработке аккумуляторного лома, не имеют полной загрузки, лишаются значительной части выручки, следовательно, не обеспечивается окупаемость инвестиций, а задача предотвращения загрязнения окружающей среды опасными отходами аккумуляторного лома не решается.
В странах же Евросоюза закон начинает действовать с момента приобретения аккумуляторов, т.е. при покупке покупатель или продавец, в зависимости от ситуации, платит т.н. «зеленый налог» 15%-22% или фиксированный платеж за каждый аккумулятор. После выработки своего ресурса аккумуляторы должны быть сданы специализированным предприятиям, имеющим государственную лицензию на их переработку: документированный объем сдачи аккумуляторного лома позволяет возместить часть средств, затраченных на экологический налог или платеж.
У нас же отрасль производства источников тока, как таковая, исчезла из поля зрения федеральных органов.
Источник: Российская Бизнес-Газета