Будущее автопрома определят пять человек
Мировой кризис крайне болезненно отразился на мировой автомобильной промышленности, поставив перед ней беспрецедентные по сложности задачи. Обозреватель Daily Telegraph Раддик назвал пять человек, которые, по его мнению, определят будущее индустрии.
Грэм Акио Тойода
В качестве президента крупнейшего в мире производителя автомобилей компании Toyota, Акио Тойода своими стратегическими решениями существенно повлияет на развитие мировой индустрии. Тойода, который взял на себя управление компанией этим летом, приходится внуком основателю и первый из членов семьи, оказавшемуся во главе Toyota за 14 лет.
В свои пятьдесят с небольшим, для Японии он считается довольно молодым для столь высокой должности. Тойода — весьма яркий персонаж, он ведет блог под псевдонимом Morizo, а также участвовал в одиозных 24-часовых Нюрбургрингских гонках в Германии.
В своей первой речи после вступления в должность президента он заявил: «Многие требуют, чтобы прекратил этим заниматься. Но есть определенные причины, по которым я участвую в этих гонках. Во-первых, это Нюрбургринг, во-вторых, они идут 24 часа, а в-третьих, они определенно связаны с созданием машин».
Работа в Toyota поставила перед ним ряд сложных задач. Он взял бразды правления в тот момент, когда компания столкнулась с самым мощным кризисом за всю свою 72-летнюю историю. В марте компания впервые зарегистрировала годовой спад прибыли на 437 млрд йен (2,9 млрд фунтов).
Тойода прогнозирует в этом году еще один спад, предсказывая, что объем продаж с 8,97 млн до 7,3 млн в свете слабого спроса в США — самом прибыльном рынке компании — и роста йены. По словам Тойоды, Toyota «отчаянно нуждается в спасении» и находится в шаге от «капитуляции к безвестности или смерти». Какое решение он предлагает? «Мы должны прислушиваться к нашим клиентам и делать лучшие машины».
Президент Барак Обама
Без решения президента США Обамы поддержать реструктуризацию Chrysler и General Motors, ситуация в мировом производстве автомобилей была бы сейчас другая.
Хорошо или плохо, но вмешательство Обамы и его «автомобильного царя» Стива Раттнера сохранило существенные производственные мощности за США, когда рыночные силы выдавливали производство на Восток и подталкивали в сторону производства малогабаритных автомобилей.
Министерство финансов США получило 60% обновленного GM, вложило в бизнес $50 млрд и уволили Рика Вагонера с поста главы компании. Chrysler получил кредит свыше $10 млрд и был объединен с Fiat.
Серджио Маркионне
Базирующийся в Италии Fiat не самая, правда, крупная европейская автомобильная компания, этот титул принадлежит Volkswagen, но романская амбициозность и целеустремленность ее босса Сарджио Маркионне делает ее достойной пристального внимания.
За пять лет под его началом компания трансформировалась из находящейся на последнем издыхании развалины в короля индустрии, активно занимающегося слияниями и поглощениями.
Fiat стал своего рода «Белым рыцарем» — спасителем для Chrysler и даже выступал с предложениями покупки Opel и Vauxhall, однако потом Маркионне — вероятно, благоразумно — передумал и вышел из переговоров, заявив, что процесс начал слишком сильно напоминать бразильский сериал.
Fiat потерял за четыре года около 8 млрд евро до того, как в 2004 году Маркионне стал во главе компании, и к 2005 году компания начала снова приносить прибыль. Маркионне сосредоточился на новых малогабаритных моделях, и когда была выпущена ретро-модель Cinquecento, заявил: «Теперь мы — Apple среди автомобильных компаний, новая модель 500 — это наш iPod«.
Некоторые аналитики полагают, что он переоценивает возможности Fiat, однако демонстрируемые им на данном этапе успехи означают, что за всеми его шагами пристально наблюдают.
Маркионне регулярно повторяет, что будущее индустрии — в консолидации и маленьких машинах, следовательно, можно ожидать новых альянсов и сделок.
Алан Мулалли
Для многих потребителей в разных странах мира Ford по сей день остается брендом номер один среди автомобилей.
Алан Мулалли, президент и генеральный директор компании, возглавляет единственную независимую крупную автомобильную компанию в США, и его успехи в Америке и Европе, а также прорыв на азиатско-тихоокеанский рынок, являются ключевыми факторами в определении роли западных производителей в посткризисной автомобильной промышленности.
В США Ford энергично отвоевывает долю рынка у General Motors и Chrysler, избежав угрозы банкротства и необходимости просить государство о выкупе. Мулалли даже добился прибыли для компании в третьем квартале в Северной Америке, хотя в мировом масштабе Ford не ожидает годовой прибыли раньше 2011, после того как с 2006 года компания потеряла свыше $30 млрд.
Мулалли начал действовать более оперативно, чем его коллеги в GM и Chrysler — избавившись от Jaguar, Land Rover и Aston Martin до краха Lehman Brothers, а также вовремя отреагировал на рост потребительского спроса на автомобили с низким расходом топлива.
Ли Шуфу
Глава и основатель крупнейшей китайской частной автомобильной компании заслужил звание китайского Генри Форда.
Помимо своей роли на китайском рынке, он в некотором смысле является символом усиления роли стран БРИК в автомобильной промышленности.
Индийская компания Tata Motors уже купила Jaguar и Land Rover, а принадлежащая российскому олигарху Олегу Дерипаске компания «Газ» вовлечена в покупку Opel, однако именно Китай в 2009 году опередил США в качестве крупнейшего автомобильнго рынка, и китайские компании наиболее активно стремятся к объединению с западными производителями.
Компания Ли Шуфу Geely заключила сделку с Manganese Bronze, производителем лондонских такси, и рассматривает возможность сделки с Volvo.
Geely отнсительно мало представлена на китайском рынке — всего 200 тысяч автомобилей в год, — однако она стремительно расширяется в Китае и за его пределами.
Амбиции Ли Шуфу, связанные с листингом на Гонконгской бирже, получили подспорье, когда в сентябре Goldman Sachs вложила в компанию $334 млн, что было воспринято как признание ее потенциала.
Ли входит в список самых богатых бизнесменов Китая, и его амбиции иногда делают его спорным персонажем в Китае, где доминируют государственные компании.
«Производство автомобилей — не такая уж загадка, как думают люди, — сказал он как-то. — Автомобиль — это четыре колеса, руль и мотор. Уровень технологий, которые используются в производстве автомобилей, очень высок. У меня сложилось впечатление, что мне достаточно купить технологии, запчасти и заплатить инженерам».