Критерии перехода на аутсорсинг промышленных предприятий
Российский рынок промышленных заготовок, деталей и узлов, а также промышленного сервиса находится в точке перегиба, когда многие определяются с тем стоит ли содержать самостоятельно заготовительные и вспомогательные цеха или стоит от них отказаться и, возможно, выгодно продать. В течение 5-10 лет рынок должен сформироваться. Возможно, самые сливки удастся собрать тем, кто первым определится со своей позицией на нем.
Производственный аутсорсинг — передача сторонней организации целиком функции производства или части задач, связанных с производством продукции. Можно условно разделить аутсорсинг на два вида — аутсорсинг заготовок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению производства продукции. В первом случае это доля и степень готовности закупаемых узлов и комплектующих. Во втором случае речь идет о передаче на сторону функции транспортировки, ремонта оборудования, подготовки производства, самого производственного процесса.
Компании, осуществляющие аутсорсинг заготовок, осуществляют поиск на рынке узлов и деталей, а компании, отдающие на аутсорсинг выполнение функций, поддерживающих производственный процесс, прибегают к услугам промышленного сервиса.
Как работают в мире
По данным ежегодного исследования журнала Industry Week — IW Census on Manufacturing (3000 американских производственных компаний), 44,7% американских компаний активно пользуются услугами сторонних специализированных компаний для осуществления перевозок. Также около половины компаний немного используют аутсорсинг содержания оборудования, самого процесса производства. Менее всего используется аутсорсинг снабжения, обслуживания складов и распределения.
Мировые компании переходят на аутсорсинг, чтобы повысить эффективность деятельности компании и расширить свои возможности. Например, сторонняя организация может иметь оборудование, которое необходимо лишь периодически для выполнения разовых операций. Моего приятеля поразила в Америке надпись на заборе вокруг строительной площадки: «Аренда заборов…».
Промышленный сервис
Интересно было бы посмотреть, что за компании оказывают услуги промышленного сервиса. После небольшого исследования мы увидели, что компании на рынке промышленного сервиса в основном оказывают услуги по ремонту, содержанию оборудования и сдачи его в аренду. Другая крупная группа компаний занимается содержанием промышленных объектов, предоставляя услуги дворников, вахтеров, уборки и переработки отходов, сдачи в аренду производственных рабочих.
Чтобы понять объемы рынка достаточно взглянуть на масштабы компаний, на нем работающих. Компания Wyko Industrial Services оказывает услуги по аренде оборудования для ремонта станков и сооружений и услуги по ремонту и содержанию зданий и оборудования. Компания работает только в Англии, где имеет около 200 офисов/ремонтных мастерских по стране, что позволяет ей практически мгновенно реагировать на запросы клиентов. Оборот компании 150 млн фунтов. Компания FBG Service Corporation, оказывающая услуги дворника, вахтера, уборки помещений, уборки и переработки мусора, имеет одного из крупных клиентов — энергетическую компанию Alliant Energy, у которой она работает по уборке помещений на 188 объектах и обслуживанию территорий на 2400 объектах.
Поставки заготовок
Легче всего представить ситуацию взаимодействия с поставщиками и перечня закупаемых и перечня изготовляемых самостоятельно узлов и комплектующих на конкретном примере машиностроительной компании. Таковой является JLG Industries — производитель погрузчиков, подъемников и телескопических экскаваторов, с оборотом в $1 млрд. JLG закупает материалы, в основном стальной лист и узлы, то есть колеса, гидравлику, двигатели и т. д. Таким образом, производство заключается в самостоятельном изготовлении только корпуса машины, а уже собранные и готовые к установке на машины узлы поступают от поставщиков прямо на конвейер.
Причем поставки организованы таким образом, что поставщик сам определяет время и объемы поставки, благодаря интегрированной системе отчетности и контроля объемов производства продукции, объемов запасов на складах и запасов на складах поставщика.
Как обстоят дела у нас
Организация производства и рынок узлов, деталей и заготовок в России
Можно назвать четыре характеристики современного состояния отечественной промышленности, которые характеризуют ситуацию во многих отраслях.
1. «Натуральное хозяйство» — типичная характеристика устройства российской производственной компании. Собственное производство заготовок (литейный и кузнечные цеха), собственные ремонтные цеха, собственные транспортные цеха и т. д.
2. «Усталость производства» — производственные мощности изношены, низкий уровень загрузки, с трудом добиваются требуемого качества.
3. «Ограниченные ресурсы» — требуются затраты на переоборудование. Ограниченные ресурсы не позволяют инвестировать в полный комплекс. Надо выбирать, во что инвестировать.
4. «Надо решаться!» — какие цеха/направления бизнеса развивать, а какие нет. Решить, насколько важны для бизнеса заготовительные и вспомогательные производства.
Поставки заготовок
Типичная схема устройства российской производственной компании, которая верна для многих отраслей, может быть представлена на примере ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод».
Ирбитский мотоциклетный завод самостоятельно изготавливал тяжелые мотоциклы «Урал» и все запчасти к ним, за исключением некоторых резиновых изделий и электроники. В состав Ирбитского мотозавода входили:
1. вспомогательное производство — литейный цех, кузнечный цех, прессовый цех, автоматный цех;
2. основные производства — механообработка, термообработка, сварка, гальванический цех, лакокрасочный цех;
3. сборка — сборочный конвейер.
Сейчас после реорганизации было существенно сокращено производство, заготовительные цеха отделяются и готовятся к продаже, в частности кузнечный цех уже имеет нового владельца, и необходимые для мотоциклов детали закупаются как у него, так и у нескольких внешних поставщиков.
В перспективе планируется выйти на бизнес-модель, похожую на бизнес-модель западных производителей мотоциклов. Западные производители имеют собственную сборку и часто собственное производство двигателей как ключевого узла мотоцикла. Все остальное закупается в виде готовых узлов.
Основные аргументы «за» и «против» перехода на аутсорсинг заготовок, которые рассматриваются отечественными производственниками
Аргументы «за»
* Прекратятся убытки от заготовительного производства.
* Возможно, будет получена прибыль от продажи, которую можно будет инвестировать в основной бизнес/основные цеха.
* Концентрация управленческих, инвестиционных и прочих ресурсов на основном бизнесе.
* Наличие опыта российских компаний по продаже заготовительных и транспортных цехов («ЛОМО», Ирбитский мотоциклетный завод).
* Возможно закупать заготовки за рубежом по сопоставимым ценам.
Аргументы «против»
* Процесс передачи на сторону производства заготовок может занимать много времени.
* В результате перехода к аутсорсингу повысится риск устойчивой работы предприятия в случае срыва поставок, неудовлетворительного качества или повышения цен.
* Покупка заготовок за рубежом требует более жесткого планирования производства и закупок на 2 месяца вперед и более и связано с прочими трудностями — знаниями языков, таможенных правил и т. д.
* В случае принятия решения о продаже заготовительного или вспомогательного производства, возможно будет не найти покупателя.
На данный момент нет оснований для того, чтобы утверждать преобладающую силу тех или иных аргументов. Поэтому рынок находится в подвешенном состоянии. Одни компании стараются переходить на аутсорсинг («ЛОМО», Ирбитский мотозавод), другие ищут сторонние заказы для своих заготовительных цехов («Петрозаводскбуммаш»), а третьи не желают от них избавляться и сокращают мощность под потребности основного производства (Кировский завод, КамАЗ).
Критерии перехода на аутсорсинг
В западной практике принято использовать следующую схему для оценки целесообразности перехода на аутсорсинг, разработанную компанией PricewaterhouseCoopers:
Примечания
1. Критерии определения стратегической позиции компании по отдельному виду операции являются уникальными для каждой организации и подвержены субъективному восприятию менеджеров.
2. «Реорганизовать» — возможно в краткосрочном периоде отдать на аутсорсинг, но в долгосрочном периоде должно быть возвращено под контроль компании.
3. ? (Необходимо обсуждать) — много возможных решений: продажа, расширение и предоставление услуг другим организациям, аутсорсинг, расширение профиля и создание стратегического конкурентного преимущества.
Более частные критерии перехода на аутсорсинг, используемые в российской практике
* Невозможность обеспечить требуемое качество
«ЛОМО» — собственный цех печатных плат производил на 2 поколения отставшие изделия. Было решено, что закупать на стороне будет проще и дешевле, чем строить полностью новый цех с новым оборудованием и управлять им.
* Снижение затрат
Ирбитский мотоциклетный завод — сокращение цеха по пошиву обивки сидений мотоциклов. На рынке такие изделия закупать дешевле, чем производить самостоятельно.
* Высвобождение дефицитного оборудования и высококвалифицированной рабочей силы
Высвобождение уникального оборудования, занятого изготовлением стандартных изделий
* Улучшение работы отдела снабжения
Сокращение номенклатуры закупаемых изделий за счет закупки собранных в узлы изделий.
Критерии отказа от аутсорсинга
1. Отсутствие надежных поставщиков
«Хлебный дом» — неудовлетворительные услуги со стороны монопольного поставщика услуг «Хлебтранса». Как выход — приобретение собственных грузовиков, которые в дальнейшем решено отделять во внешнее управление и работать по контракту.
2. Потенциальная монополия со стороны возможного поставщика
Препятствия по приобретению таких заготовок на других предприятиях. Например, большие габариты — высокие транспортные расходы.
3. Снижение оперативности ниже требуемого уровня
Существенное увеличение сроков изготовления на стороне, неприемлемое для обеспечения процесса производства.
4. Увеличение затрат
Себестоимость изготовления у себя меньше, чем цена предложения на рынке.
В завершение хотелось бы отметить, что рынок промышленных заготовок, деталей и узлов, а также промышленного сервиса находится в точке перегиба, когда многие определяются с тем, стоит ли содержать самостоятельно заготовительные и вспомогательные цеха или стоит от них отказаться и, возможно, выгодно продать. При этом можно больше сконцентрироваться на основной деятельности и приобрести дополнительные конкурентные преимущества. С другой стороны, формируются специализированные компании, оказывающие эти услуги. В течение 5–10 лет рынок должен сформироваться. Возможно, самые сливки удастся собрать тем, кто первым определится со своей позицией на нем.
Автор: Игорь Шелухин, ИКФ «Альт»