Амперы и часы (тест АКБ от журнала «За Рулем», сентябрь 2009)
Однажды Ампер, выходя из дома, написал на двери, предупреждая гостей: «Господина Ампера нет дома». Возвратившись через час, он увидел надпись и снова ушел…
Господин Ампер был, конечно, ученым от Бога – как по таланту, так и по рассеянности. Именно он добавил к метру, килограмму и секунде четвертую главную единицу, получившую его имя. И о нем же ходит анекдот, как чудак варил в воде часы, держа в руке яйцо… Возможно, с той поры и появился термин «ампер-час»?
Непонятный, по правде сказать, термин… И никому не нужный: за океаном давно обходятся без него (живой пример – на фото 23). О чем, к примеру, говорит потребителю надпись: «60 Ач»? Только о том, что в течение 20 часов батарея должна выдавать ток в 3 А. Но, простите, зачем нам эти 3 А? Если в дороге вдруг откажет генератор, а за окном – дождливая холодная ночь, то реально необходимый ток может составить амперов эдак двадцать пять! Сколько при этом протянет батарея?
Что же, оценим и то и другое. А потом попробуем вернуть г-на Ампера домой, заряжая купленные нами батареи. Их редакция приобрела в московских магазинах. Интернационал получился достойный: девять батарей российских, три – корейских, две – словенских. По одному изделию представляли Штаты, Сербию, Чехию, Белоруссию, Польшу, Турцию, Испанию, Украину, а также непоименованные страны ЕС. Происхождение одного из участников определить не удалось, но именно он-то и стал… нет, подробности – потом.
ЧАСЫ БЬЮТ НАПОВАЛ
Вы видели во сне емкость? Говорят, что это к огромному разочарованию… Мы тоже расстроились, но по другому поводу: первый же замер показал, что за продаваемыми батареями попрежнему не ухаживает никто!
Напоминаем: резервную емкость измеряют в минутах. Батарею нагружают током 25 А и засекают время падения напряжения до 10,5 В: именно при такой разности потенциалов на клеммах она считается полностью разряженной. Нормальный показатель – выше 100 минут, в течение этого времени аккумулятор может пахать и за себя, и за генератор, если тот вдруг забастует. Так вот, реальные показатели батарей, продаваемых под видом новых, составили от 82 минут у АКОМа до вызывающих чувство паники 25 минут у Tyumen Battery!
Впрочем, паниковать рано: мы оцениваем батареи, а не трудолюбие работников прилавка. Г-н Ампер срочно организовал подзарядку всех аккумуляторов, после чего замеры повторили. Стало гораздо веселее, но тут…
Но тут раздался оглушительный удар ампер-часов! Цифры в протоколе показали, что значения реальной емкости у одинаковых, казалось бы, батарей разнятся… на 40%! Иными словами, вместо заявленных 60 А.ч отдельные производители готовы предоставить меньше 40 А.ч. Нехорошо!
ВАМ СКОЛЬКО АМПЕРОВ?
Если заявленные ампер-часы у всех оди наковые, то с силой тока ситуация со всем другая: фирмы сами обещают нам от 460 до 610 А! Понятно, что при прочих равных условиях хочется иметь силу тока побольше, даже если на практике такая никогда и не потребуется. Аргументы найти можно: мол, большой ток говорит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом совершенстве… ну, и все такое.
Итак, проверяем токи. Сначала — заявленные: сколько написал на этикетке, столько амперов вынь да положь! А затем игра по единым правилам: всем батареям предлагается выдать ток одной и той же силы сначала при –18, а затем при –30?С: живем-то в России, а не на экваторе! Планку устанавливаем на среднем уровне в 480 А: у большинства батарей заявлен именно такой ток, да и редкому потребителю нужно нечто более крутое.
С первой попытки заявленный ток выдали лишь 11 батарей, остальные дружно просели ниже положенных 7,5 В. Более доступный единый ток в 480 А при –18?С дался всем, хотя и с разными усилиями. Для сравнения укажем, что на клеммах Мedalist 56077 напряжение составило 8,28 В, в то время как у Titan – всего лишь 7,51 В. А вот 30-градусный мороз выявил явного аутсайдера: батарея «ЗиД» уже через 5 се кунд просела ниже 6 В. При таком напряжении никакая бортовая электроника не потянет…
АМПЕР ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ
С заряженными батареями разобрались – а как себя поведут недозаряженные?
Кто не видел картину: сидит несчастный водитель и поворачивает ключ в замке зажигания туда-сюда – вдруг за ведется? Что же, сымитируем жизненную ситуацию – разрядим каждый аккумулятор до половины исходной емкости.
А теперь проверим: температура за бортом – ноль, ток – 480 А, на каждую попытку пуска – 10 секунд, пауза – 30 секунд. Число попыток ограничиваем напряжением на клеммах: не ниже 6 В.
Четыре батареи – TAB, ПАЗ, Zubr и «ЗиД» сдались на первой же попытке. Особенно «отличился» TAB, который помер на первой секунде! Лучшим же стал Меdalist 56077: выдал три полноценные попытки и целых 9 секунд крутил стартер в четвертой.
Осталось зарядить батареи. Известно, что у хорошего работника должен быть отменный аппетит. Так и батарея обязана не только выдавать ток, но и быстро заряжаться. И в этом испытании разброс оказался серьезный: от 19,67 А у VARTA до 14,9 А для Titan. Получается, не так-то легко Амперу вернуться домой…
ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ АМПЕРА
Так кто же из производителей выдает и принимает амперы лучше других? Цифры – в таблице, методика измерений – в Нашей справке.
Лучшая резервная емкость – у тюменской батареи (сенсация!), на морозе всех обошел Medalist 56077, но основной пьедестал, извините, у нас только один. Поэтому в абсолютном первенстве тройка лучших выглядит так:
1-е место – VARTA Blue Dinamic,
2-е место – Medalist 56077,
3-е место – А-mega.
Увы, ни один российский агрегат в призеры не попал. Лучшие шансы имел «Зверь», недобравший до бронзы 0,13 балла. Тюменская батарея, занявшая 8-е место, успехом обязана своему ценнику – сегодня это ее главный козырь. Остальные соотечественники выступили плохо, затерявшись в общей массе неудачников. И это всерьез расстраивает: имея в экспертизе подавляющее численное превосходство, «наши» не взяли ни числом, ни умением.
Такие удары ампер-часов для кого-то из производителей могут оказаться и последними.
ОТКУДА БЕРУТСЯ БАЛЛЫ?
За результаты измерений ответственность несет организация, сертифицированная для такого рода испытаний, – ФГУП «21 НИИИ МО РФ». Амперы, вольты, минуты, килограммы, градусы – это данные из протокола… Нам осталось подвести итоги многоборья.
Как это делается? В каждом виде испытаний берем лучший и худший результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получают промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал 114 мин, а аутсайдер – 81 мин, то участник с результатом 100 мин получает 3,303 балла. И так – по всем видам испытаний. Особо отметим, что ту же методику применили и к цене: ее нельзя не учитывать, когда стоимость купленных батарей различается почти втрое!
Вводить коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другому, сознательно не стали: все семь параметров при подсчетах признаны равнозначными. В то же время приведенные цифры позволяют любому желающему провести собственные подсчеты. Скажем, резервная емкость и ток холодной прокрутки могут получить весовые коэффициенты 0,25, а остальные пять параметров – по 0,1. Понятно, что расстановка мест при этом обязательно изменится.
Источник: WWW.ZR.RU – автомобильный журнал “За рулем”
Авторы: Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин
Федя Пупкин #
Прочитал ветку…скажу своё мнение.
Нива ВАЗ 21213 98 г.в. Батарейка Tyumen на 55 а/ч, верой и правдой прослужила ровно 5 лет, до того момента пока не стало хватать пускового тока-не смогла прокрутить стартер (чакает втягивающее но не крутит). За все 5 лет ни разу не заряжалась от электросети, не подливался электролит. Никто не верит,что батарея может столько ходить. Условия эксплуатации не айс — Томская область, с ноября по март морозы, уличное хранение авто. Могу отметить только то, что с ноября по апрель каждые выходные ездили в «простоквашино» ( 50км по трассе и 20 по внедорожью, примерно 2 часа двигатель не выключается), подозреваю что именно такой режим позволил прожить батарейки такой срок. ИМХО ресурс любой батарейки зависит от условий эксплуатации.
varik #
akbkursk — согласен что неможет:)
akbkursk #
Михаилу (15)- согласен, под отсутствием пробок я имел ввиду наличие в батарее лабиринтной крышки (её «необслуживаемость»), согласитесь- такой вариант батареи довольно удобен для тех, кто никогда под капот не заглядывает…
Игорю (14)- у каждого есть своя история про «неубиваемый» аккумулятор, у меня это «Исток» Курск и «Веста» Днепропетровск)))но говорить о том, что подобные батареи проходят столько же на других машинах я бы не стал… сейчас все батареи довольно ровны по своему качеству и рискну сказать, что 90% срока службы батареи зависит не от производителя, а от условий эксплуатации: повезло с генератором- +2 года)), разрядил и не заметил как ездишь- -1 год(( и т.д.
volland (13)- в чём полезность статьи? в том, что Варта, Медалист, Амега и Зубр- отличные батареи, это хорошо)) но, то что ТАВ (Топла), Дека,Титан, ДЭУ задвинуты куда-то вдаль, так это не правда!!! учитывая же, что Варту и Бош (ТАВ и Топла) делают на одном заводе с одними теми же стартерными и другими характеристиками, а у них такая разбежка по местам…тест не просто бесполезен, но создаёт неправильное отношение простых потребителей к тем или другим брендам
varik (12) я высказал свою точку зрения, чтобы потребитель аккумуляторов (тот, к кому эта статья обращена) смог с критической точки зрения оценить её… о деталях этого теста и взгляда на те или иные факты можно спорить долго)) однако, во время разбора этих мелких спорных фактиков пропадёт главное: данный тест не может называться полностью объективным и компетентным
с уважением
Александр #
Тот кто пишет что Varta, Bosch и ТАВ делается на одном заводе, не следует доверять.
У ТАВ(Топла) отдельное собственное производство, и Джонсон Контрол (Varta, Bosch) никогда там не размещал заказы..
Батарей не прошедших испытания достойно, больше 80%, соответственно и продающих из компаний столько же. Вот они и заполняют все чаты свои воем р не достойных (не справедливых) испытаниях и прочей чушью о пробках и т.п. Пробки в батареях не для красоты и удобства пользователя, а крайняя необходимость. Заводы используя малосурмянистый свинец , просто вынуждены оставлять пробки для долива воды.
Никому не придет в голову покупать Жигули и Волгу вместо практически любой иномарки (кроме Китая), что бы через день, что то подкручивать, смазывать, регулировать. Челове за рулем, должен ЕЗДИТЬ а, НЕ ОБСЛУЖИВАТЬ! ! К этому надо стремиться.
Михаил #
практически под всем готов подписаться, что пишет «akbkursk», разве что несогласен с тем, что АКБ без пробок удобней. Логика проста-пробки есть-открывать или нет для диагностики-выбор твой, пробок нет-даже горя желанием, ничего не откроешь!
Игорь #
С завода на ВАЗ-21124 стоит АКОМ стандарт, пять лет и пять месяцев. За время эксплуатации (три месяца назад) один раз разряжалась почти в ноль (неделю в гараже горела салонная лампочка) и три раза поджаряжалась от зарядного устройства. Посмотрим, переживет ли эту зиму.
А статья все-таки полезная.
volland #
Полезная статейка…
varik #
-«Topla» и «ТАВ» делается на одном заводе (Компания «Тovarna Akumulatorskih Вaterij d. d.» (Словения) — сокращённо ТАВ)с одинаковым кол-вом пластин и соответственно стартовым током (510), а у них такой большой разбег по местам… — количество пластин может и одинаковое, а вот масса вмазываемого свинца (активной массы) разная. более дешевая соответственно меньше..
если это тест на «совесть» производителя- согласен, но совесть зимой стартер не крутит… имхо бестолковый тест — да на совесть производителя, сколько он себе приписывает, что б уломать покупателя купить именно его продукцию (маркетинговый ход ребята)
— если честно не понял тест с зарядкой акб… — чем лучше батарея принимает заряд тем быстрее она сможет зарядиться тем лучше для нас как пользователей так как если мы часто ездим на небольшие расстояния то батарея не успеет сама заряжаться надо на АЗУ иногда ставить…
-«пуск мотора полуразряженной батареей»- ну я думаю это было сделано для того вдруг там генератор у кого шалит и не до конца Акб заряжает или простояла долго разрядилась по причине саморазряда…
-странно только видеть «Deka» в аутсайдерах… из личного опыта- очень приличная батарея, хочется верить что её просто недозарядили… — между испытаниями каждая батарея заряжается полностью так, что недозаряд исключен, тут не привили еще один тест- на долговечность. вот в нем как раз deka и могла показать себя хорошо, так как многие производители намеренно занижают долговечность чтобы добиться хороших стартерных показателей. много батарей новых которые крутят хорошо и недолго:( закон аккумуляторщиков, АКБ должна выйти из строя ровно на следующий день после того как закончилась гарантия:):)
Александр #
Ответ Variky:
Аккумуляторы Deka, попадающие в испытания вместе с Европейскими типами, всегда будут проигрывать по своим характеристикам. Основная причина, малая емкость. Аккумулятор выпущенный в США, продаваемый в России как аналог 60а/ч (например 58575) имеют хороший пусковой ток 575а, но к сожалению маленькую емкость (38-42а/ч), соответственно и небольшую резервную емкость 60-70 мин. (для сравнения аккумулятор 60а\ч сделанный по Европейской спецификации, имеет как правило резервную емкость 90-110мин).
Прошу не путать с хитростями продавцов, которые часто выдают две первые цифры в типе батарей, за емкость (как у Европейцев), эти цифры обозначают только тип корпуса.