Амперы и часы (тест АКБ от журнала «За Рулем», сентябрь 2009)

ZR 2009-0Однажды Ампер, выходя из дома, написал на двери, предупреждая гостей: «Господина Ампера нет дома». Возвратившись через час, он увидел надпись и снова ушел…

Господин Ампер был, конечно, ученым от Бога – как по таланту, так и по рассеянности. Именно он добавил к метру, килограмму и секунде четвертую главную единицу, получившую его имя. И о нем же ходит анекдот, как чудак варил в воде часы, держа в руке яйцо… Возможно, с той поры и появился термин «ампер-час»?

Непонятный, по правде сказать, термин… И никому не нужный: за океаном давно обходятся без него (живой пример – на фото 23). О чем, к примеру, говорит потребителю надпись: «60 Ач»? Только о том, что в течение 20 часов батарея должна выдавать ток в 3 А. Но, простите, зачем нам эти 3 А? Если в дороге вдруг откажет генератор, а за окном – дождливая холодная ночь, то реально необходимый ток может составить амперов эдак двадцать пять! Сколько при этом протянет батарея?

Что же, оценим и то и другое. А потом попробуем вернуть г-на Ампера домой, заряжая купленные нами батареи. Их редакция приобрела в московских магазинах. Интернационал получился достойный: девять батарей российских, три – корейских, две – словенских. По одному изделию представляли Штаты, Сербию, Чехию, Белоруссию, Польшу, Турцию, Испанию, Украину, а также непоименованные страны ЕС. Происхождение одного из участников определить не удалось, но именно он-то и стал… нет, подробности – потом.

ЧАСЫ БЬЮТ НАПОВАЛ

Вы видели во сне емкость? Говорят, что это к огромному разочарованию… Мы тоже расстроились, но по другому поводу: первый же замер показал, что за продаваемыми батареями попрежнему не ухаживает никто!

Напоминаем: резервную емкость  измеряют в минутах. Батарею нагружают током 25 А и засекают время падения напряжения до 10,5 В: именно при такой разности потенциалов на клеммах она считается полностью разряженной. Нормальный показатель – выше 100 минут, в течение этого времени аккумулятор может пахать и за себя, и за генератор, если тот вдруг забастует. Так вот, реальные показатели батарей, продаваемых под видом новых, составили от 82 минут у АКОМа до вызывающих чувство паники 25 минут у Tyumen Battery!

Впрочем, паниковать рано: мы оцениваем батареи, а не трудолюбие работников прилавка. Г-н Ампер срочно организовал подзарядку всех аккумуляторов, после чего замеры повторили. Стало гораздо веселее, но тут…

Но тут раздался оглушительный удар ампер-часов! Цифры в протоколе показали, что значения реальной емкости у одинаковых, казалось бы, батарей разнятся… на 40%! Иными словами, вместо заявленных 60 А.ч отдельные производители готовы предоставить меньше 40 А.ч. Нехорошо!

ВАМ СКОЛЬКО АМПЕРОВ?

Если заявленные ампер-часы у всех оди наковые, то с силой тока ситуация со всем другая: фирмы сами обещают нам от 460 до 610 А! Понятно, что при прочих равных условиях хочется иметь силу тока побольше, даже если на практике такая никогда и не потребуется. Аргументы найти можно: мол, большой ток говорит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом совершенстве… ну, и все такое.

Итак, проверяем токи. Сначала — заявленные: сколько написал на этикетке, столько амперов вынь да положь! А затем игра по единым правилам: всем батареям предлагается выдать ток одной и той же силы сначала при –18, а затем при –30?С: живем-то в России, а не на экваторе! Планку устанавливаем на среднем уровне в 480 А: у большинства батарей заявлен именно такой ток, да и редкому потребителю нужно нечто более крутое.

ZR 2009-1

С первой попытки заявленный ток выдали лишь 11 батарей, остальные дружно просели ниже положенных 7,5 В. Более доступный единый ток в 480 А при –18?С дался всем, хотя и с разными усилиями. Для сравнения укажем, что на клеммах Мedalist 56077 напряжение составило 8,28 В, в то время как у Titan – всего лишь 7,51 В. А вот 30-градусный мороз выявил явного аутсайдера: батарея «ЗиД» уже через 5 се кунд просела ниже 6 В. При таком напряжении никакая бортовая электроника не потянет…

ZR 2009-2

АМПЕР ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ

С заряженными батареями разобрались – а как себя поведут недозаряженные?

Кто не видел картину: сидит несчастный водитель и поворачивает ключ в замке зажигания туда-сюда – вдруг за ведется? Что же, сымитируем жизненную ситуацию – разрядим каждый аккумулятор до половины исходной емкости.

А теперь проверим: температура за бортом – ноль, ток – 480 А, на каждую попытку пуска – 10 секунд, пауза – 30 секунд. Число попыток ограничиваем напряжением на клеммах: не ниже 6 В.

ZR 2009-2-1

Четыре батареи – TAB, ПАЗ, Zubr и «ЗиД» сдались на первой же попытке. Особенно «отличился» TAB, который помер на первой секунде! Лучшим же стал Меdalist 56077: выдал три полноценные попытки и целых 9 секунд крутил стартер в четвертой.

ZR 2009-3

Осталось зарядить батареи. Известно, что у хорошего работника должен быть отменный аппетит. Так и батарея обязана не только выдавать ток, но и быстро заряжаться. И в этом испытании разброс оказался серьезный: от 19,67 А у VARTA до 14,9 А для Titan. Получается, не так-то легко Амперу вернуться домой…

ZR 2009-4

ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ АМПЕРА

Так кто же из производителей выдает и принимает амперы лучше других? Цифры – в таблице, методика измерений – в Нашей справке.

Лучшая резервная емкость – у тюменской батареи (сенсация!), на морозе всех обошел Medalist 56077, но основной пьедестал, извините, у нас только один. Поэтому в абсолютном первенстве тройка лучших выглядит так:

1-е место – VARTA Blue Dinamic,
2-е место – Medalist 56077,
3-е место – А-mega.

Увы, ни один российский агрегат в призеры не попал. Лучшие шансы имел «Зверь», недобравший до бронзы 0,13 балла. Тюменская батарея, занявшая 8-е место, успехом обязана своему ценнику – сегодня это ее главный козырь. Остальные соотечественники выступили плохо, затерявшись в общей массе неудачников. И это всерьез расстраивает: имея в экспертизе подавляющее численное превосходство, «наши» не взяли ни числом, ни умением.

Такие удары ампер-часов для кого-то из производителей могут оказаться и последними.

ZR 2009-5

ОТКУДА БЕРУТСЯ БАЛЛЫ?

За результаты измерений ответственность несет организация, сертифицированная для такого рода испытаний, – ФГУП «21 НИИИ МО РФ». Амперы, вольты, минуты, килограммы, градусы – это данные из протокола… Нам осталось подвести итоги многоборья.

Как это делается? В каждом виде испытаний берем лучший и худший результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получают промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал 114 мин, а аутсайдер – 81 мин, то участник с результатом 100 мин получает 3,303 балла. И так – по всем видам испытаний. Особо отметим, что ту же методику применили и к цене: ее нельзя не учитывать, когда стоимость купленных батарей различается почти втрое!

Вводить коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другому, сознательно не стали: все семь параметров при подсчетах признаны равнозначными. В то же время приведенные цифры позволяют любому желающему провести собственные подсчеты. Скажем, резервная емкость и ток холодной прокрутки могут получить весовые коэффициенты 0,25, а остальные пять параметров – по 0,1. Понятно, что расстановка мест при этом обязательно изменится.

ZR 2009-6Источник: WWW.ZR.RU – автомобильный журнал “За рулем”

Авторы: Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

11 Отзывы Ваш отзыв

  1. akbkursk #

    странный обзор…
    ну хотя бы на вскидку:
    -«Topla» и «ТАВ» делается на одном заводе (Компания «Тovarna Akumulatorskih Вaterij d. d.» (Словения)- сокращённо ТАВ)с одинаковым кол-вом пластин и соответственно стартовым током (510), а у них такой большой разбег по местам…
    -дизайн акб «Topla» довольно странный- с жёлтой этикеткой мне никогда не приходилось сталкиваться, стандартный дизайн для 60/510 — красный с белой надписью
    -испытание током холодной прокрутки: странно сравнивать «Deka» с током в 600ач и Тюмень с её 500ач… нагрузите Тюмень 600 и посмотрим что будет… если это тест на «совесть» производителя- согласен, но совесть зимой стартер не крутит… имхо бестолковый тест
    -к этому же относится и ценовой тест… это тест на «совесть» продавца: «ХХХ» раскрученный в регионе бренд, дай на него накину поболе)); «ХХХ» не идёт или старая- дай-ка цену сброшу, чтоб ушла батарея с полки… сравнивать, так цены заводов и импортёров-дилеров
    — если честно не понял тест с зарядкой акб… Лозунг «что у хорошего работника должен быть отменный аппетит» мне если честно не особо понятен…если есть кто грамотный)- растолкуйте, буду благодарен)))
    -«пуск мотора полуразряженной батареей»- если тест с зарядкой на меня никак не повлиял в силу того, что я не компетентен в этом, то эта вершина (а вернее её смысл) теста стартерных батарей оказалась для меня недосягаемой… разрядили до половины ёмкости и «TAB, ПАЗ, Zubr и «ЗиД» сдались на первой же попытке», а если им ёмкость поднять до нормальной они сдохнут при второй?… и что это за тест такой измываться над недозаряженными батареями? ну не умрёт она при этом старте- умрёт на следующем… БАТАРЕЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЗАРЯЖЕННОЙ НА 99,9% ВСЕГДА!!!
    — ну и остались три более или менее нормальных столбца: ток холодной прокрутки и испытание током 480 Ач.. тут всё ясно и понятно))
    -странно только видеть «Deka» в аутсайдерах… из личного опыта- очень приличная батарея, хочется верить что её просто недозарядили…
    -жаль что не было сравнений по «удобоваримости» эксплуатации- чтоб без пробок там были)), возможно замечания по удобства ручек… без баллов- просто так, для сведения…
    — и даты производства б не мешало знать на момент испытаний…

    ну как-то всё)) а то что-то «Остапа» понесло…
    всё сказанное мной тут не претендует на истину в последней инстанции, возможно это последствия влияния на психику аномальной жары, футбольных баталии в ЮАР и предотпускной депрессии…

  2. Товарищ Саша, а как вы меняли электролит в VARTA BLUE? У нее же нет пробок!Откройте страшную тайну…Кстати, а зачем вы его меняли? Если активная масса осыпалсь, то это как мертвому клизма, а если разряжен, то плотность поднимается в процессе зарядки сетевым ЗУ.

  3. varik #

    (использование ежедневное, простои не более 2 дней) если пользоваться с работы на работу то генератор не будет успевать полностью заряжать батарею, особенно это для необслуживаемых нехорошо

  4. саша #

    Статья полезная, спасибо! Только VARTA Blue у меня отработала три года и сдохла совсем, даже замена электролита не помогает. Заводиться, то заводится, а потом на ходу вырубается, стоит хотя бы мигалку включить (использование ежедневное, простои не более 2 дней)

  5. У меня Аком-Стандарт, что в «Приоре» с завода стоит. Хороший аккумулятор. При -28 я заводила машину очень долго (сказали — свечи залили), так потом 10 секунд стартером на «продувку» свечей, и после этого машинка завелась. Так что Рекомендую, хороший аккумулятор (ну, ему правда год всего :)).

  6. Спартак #

    да тест кстати, моему АКБ 6 лет (АКОМ стандарт), сегодня отказал крутить стартер (всего -20) машина стоит на улице 2 дня, занес домой, обнаружил что электролит с взвесью и осадком черно-коричневого цвета, расстроился, хотел за новым уже идти, но решил поэксперементировать, терять-то уже нечего (подумал что осыпались +пластины), взял слил электролит, сбегал купил 3 литра нового плотностью 1.27 «Зверь» за 100 рублей, залил, замерил (12.59 в) поставил, и… О О О О с пол-оборота весело заурчал движок… весь день ездил, заводился без проблем, даже прикурил паренька со двора, который раньше меня прикуривал. А спецы говорят сливать и самому менять электролит нельзя

  7. Автору — респект ! Имею проблему выбора. Тек. акк. 5 лет — АКОМ(стандарт, вып. 2003) — отработал без претензий (за искл.: ездил по мозгам последние 2 месяца) — сегодня сказал свое последнее слово.

  8. вав, искренне респект автору. действительно очень полезный материал

  9. Александр #

    Спасибо за информацию. Толково, полезно, легко нашёл, ссылки в конце статьи — по теме.

  10. Лехух #

    А куда же дели данные по 13-16 местам????? Что за выборочная публикация такая?

    • admin #

      Упс, спасибо за замечание. Сейчас поправим.

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы относитесь к приобретению термозащитного чехла для автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!