Opel вывез Россию на мировой рынок
Кризис помог России стать крупным игроком на мировом рынке автомобилестроения. В четверг стало известно, что после длительных переговоров и обсуждений американский автогигант General Motors решил продать свое европейское подразделение альянсу в составе Сбербанка и его партнера — канадской Magna.
Впрочем, отраслевые эксперты считают, что российский государственный банк недолго будет акционером Opel.
Magna и Сбербанк последовательно бились за Opel, заводы которого производят автомобили в Германии, Бельгии, Великобритании, Польше и Испании. Российско-канадский альянс переиграл бельгийский инвестфонд RHJ International, который также претендовал на Opel. Но Magna и Сбербанк смогли склонить на свою сторону власти и профсоюзы Германии, которые крайне довольны сделкой. По крайней мере, канцлер ФРГ Ангела Меркель сообщила, что она очень рада решению совета директоров GM — она узнала о сделке первой и поспешила поделиться новостью с журналистами. В Германии работают примерно половина из 50 тыс. заводов Opel, поэтому канцлеру действительно есть чему радоваться.
Участники сделки заявляют, что теперь появился шанс избежать массовых сокращений на автозаводах GM в Европе, провести реструктуризацию и сохранить автомобильную промышленность Германии. И кто бы мог подумать, что «спасителем» для автопрома одной из самых богатых стран мира выступит банк из развивающейся страны – России. Многие аналитики говорят, что решение это — политическое и труднообъяснимое.
Скептики отмечают, что Сбербанк, которому обещано 27,5% акций Opel, далек от автопрома. Magna же, которая получит также 27,5% (35% GM сохранит за собой), специализируется на выпуске комплектующих, а значит — видит отрасль совершенно под другим углом. Теперь у канадской компании появится шанс существенно расширить свой сбыт заводам Opel. И это даст простор для действия антимонопольных органов, которые будут разглядывать каждую сделку Magna под микроскопом, проверяя, не нарушаются ли права других поставщиков автокомпонентов.
Безусловно, самый интересный вопрос – что Сбербанк будет делать со своей долей в Opel. Большинство аналитиков не сомневаются, что госбанку этот актив не нужен. Да и глава российского банка Герман Греф еще три месяца назад говорил, что намерен продать долю в Opel. «После того, как будет завершена сделка с Opel, мы будем обсуждать и с правительством, и с нашими партнерами, каким образом сделать такую конфигурацию сделки, когда и предприятия российского автопрома, и компания Opel могли бы мультиплицировать эффект сделки по консолидации. После того, как конфигурация будет завершена, я думаю, что мы будем готовы российскому стратегическому инвестору этот пакет акций на тех или иных условиях передать», — заявил Греф. При этом он отметил, что в качестве покупателей Сбербанк в первую очередь рассматривает российских инвесторов. Похоже, что других совладельцев, профсоюзы, а также власти Германии идея перепродажи не пугает – иначе бы они не стали отдавать пакет Opel российскому банку.
Аналитики называют двух возможных претендентов на блокпакет Opel. Первый — «Ростехнологии» (у госкорпорации, в том числе, есть и автомобильные активы — 25% «АвтоВАЗа» и 38% КАМАЗа). Второй — Олег Дерипаска, в империи которого уже есть «Русские машины», а главный актив – компания ГАЗ. Ни «Ростехнологии», ни группа Дерипаски не стали напрямую конкурировать за Opel, поскольку у них достаточно собственных проблем. «Ростехнологии» признают, что в корпорации финансово здоровые предприятий можно пересчитать по пальцам. «АвтоВАЗ» собирается уволить несколько тысяч сотрудников, а ГАЗ должен около $1,5 млрд и ведет очень сложные переговоры с кредиторами. Понятно, что таким покупателям немецкие власти и профсоюзы вряд ли доверили бы оказавшиеся в кризисы европейские автозаводы. Другое дело — Сбербанк (правда, его положение сейчас тоже блестящим не назовешь из-за необходимости создавать огромные резервы под плохие долги).
Впрочем, довольно сложно представить, что немецкие и американские чиновники в течение многих месяцев вели изнурительные переговоры только для того, чтобы разрешить Сбербанку немедленно перепродать свою долю госкорпорации, в которую входят в основном военные заводы, или миллиардеру, репутация которого противоречива, а долги достигли $30 млрд. Сам же Дерипаска в недавнем интервью газете «Ведомости» сказал про Opel: «Мы же можем помочь им в организации сборки их моделей на нашей площадке и предоставить свою дилерскую сеть для их сбыта. О покупке пакета пока речи не идет».
Судя по состоянию на 2009 и прогнозам на 2010 год, логики в организации еще одного автомобильного производства в России нет: продажи автомобилей в России упали в два раза и будут находиться на этом уровне еще долго. Большинство аналитиков и участников отрасли утверждают, что российский авторынок начнет выходить из комы лишь в 2011 году, а о буме продаж можно забыть на много лет.
Есть и еще одна странность в свершившейся сделке: сам Греф ранее говорил, что она проводится для того, чтобы российский автопром получил современные технологии. Однако тот же Дерипаска утверждает, что американская сторона выступила категорически против передачи технологий в Россию. Объявленные в четверг условия подтверждают, что когда Сбербанк станет акционером Opel, он не получит доступа к промышленной информации: соглашение предусматривает ограничение на передачу технологий в Россию. Таким образом, Сбербанку придется либо каким-то образом обойти этот запрет (например, признав его недействительным в судебном порядке), либо продать пакет с выгодой для себя. Как отмечают многие эксперты, нет смысла быть акционером Opel из России и не иметь возможности заполучить европейские автопромовские технологии.