Выбор аккумулятора. Ручка – не главное
Современный аккумулятор — изделие «долгоиграющее», служащее в среднем от 4 до 7 лет. Тем не менее о его замене приходилось задумываться многим. Еще острее вопрос встает в кризис, когда приходится повременить с покупкой машины или удовлетвориться секонд-хендом.
Теоретически в подборе аккумулятора нет ничего сложного. Достаточно взять руководство по эксплуатации автомобиля или каталог производителя батарей. Если эти источники информации почему-то недоступны, смотрим на старый и ищем соответствующий ему по емкости, расположению и форме клемм и габаритам источник тока. Несоответствие любого из этих параметров зачастую делает покупку бесполезной. И если на фордовские клеммы еще можно найти переходники, то втиснуть предназначенный для европейского автомобиля аккумулятор в миниатюрное гнездо иного японского не получится.
Важна и полярность батареи. Если поставить ее клеммами к себе, то «плюс» может быть справа, а «минус» слева и наоборот. Казалось бы, ерунда, но на некоторых автомобилях до клемм «неправильного» аккумулятора не дотягиваются штатные провода.
Вооружившись теорией, отправляемся в магазин. И видим, что выбор (по крайней мере, для популярных моделей машин) достаточно широк. Есть и отечественные батареи, и импортные. Последние образуют несколько ценовых сегментов. Есть изделия неизвестных, хотя и «звучных» производителей, чаще всего азиатских (Корея и Япония не в счет). Их качество может варьироваться от крайне низкого до вполне приличного, а цена сопоставима с ценой отечественных, а то и ниже. Стабильностью качества при приемлемой цене отличаются батареи из стран, претендующих на вступление в Европейский союз (Турция, Словения и т. д.) или недавно в него вступивших (Польша, Чехия и т. д.). Кстати, многие отечественные аккумуляторные заводы в последние годы подверглись модернизации, и их продукция не уступает в качестве только что названной. Далее идут лидеры — известные мировые бренды из Германии, Австрии, США, Японии, Кореи и других развитых стран. Здесь тоже есть свое деление. Одна и та же фирма выпускает и дорогие, но на сегодняшний день наиболее совершенные, и «рядовые» бюджетные источники тока. Надо иметь в виду, что такой «бюджет» включает в себя и расходы на разработку «самых-самых», и плату за престиж. Качество и надежность таких батарей, конечно, исключительно высоки, но разница в цене непропорциональна их преимуществу над «середнячками».
Многие автомобилисты считают, что при выборе батареи сегодня важно обращать внимание только на два параметра — срок гарантии и наличие ручки для переноски. И во многом они правы. Откровенной халтуры на нашем рынке становится меньше, все продаваемое в магазинах более или менее работоспособно. Три года гарантии, предоставляемые некоторыми производителями, — это практически половина всего срока службы аккумулятора. Любой заводской брак за это время проявится. А если брака нет, то жизнеспособность батареи определяется правильной ее эксплуатацией. Неправильная эксплуатация в свою очередь может служить поводом для отказа от гарантийных обязательств.
А ручка пригодится зимой, чтобы отнести батарею домой подзаряжаться… Стоп! Вот где изъян в логике: правильно подобранная батарея не нуждается (или почти не нуждается) в подзарядке!
Для удобства разделим все продаваемые аккумуляторы на две группы. К первой отнесем отечественные, качественные азиатские и восточноевропейские изделия и второй эшелон мировых брендов. Назовем это все многообразие стандартом. Вторая группа — «премиальная» продукция лидеров и батареи специального назначения. К последним можно отнести, например, батареи для моторхоумов и караванов, отличающиеся от стандартных способностью подзаряжаться от очень малых токов (солнечных батарей, ветрогенераторов и т. п.), или гелевые спиральные, сохраняющие работоспособность не только в перевернутом, но и в простреленном «калашом» состоянии.
Вообще-то любой автомобиль может обойтись стандартом. Но именно «обойтись». Необходимо обратить внимание на целый ряд дополнительных условий.
Первостепенное значение имеют тип и размер двигателя. Батарея должна быть достаточно емкой, чтобы запустить спортивный двигатель большого литража с высокой степенью сжатия или мощный дизель в любых погодных условиях (прежде всего зимой). Пусковая мощность определяется током холодного прокручивания коленвала (CCA, Cold Cranking Current), измеряемым в амперах (А). Следует иметь в виду, что указанные в руководстве параметры батареи — минимально допустимые.
Очень важен энергетический баланс автомобиля, т. е. соответствие мощности источников и потребителей тока. Количество имеющейся энергии пропорционально емкости батареи, измеряемой в ампер-часах (А.ч, Ah). Обычно стандартной батареи хватает на штатное электрооборудование автомобиля и стандартный же пакет опций (бортовой компьютер, кондиционер, CD-радио, электропривод окон и зеркал). Продолжение списка (сигнализация, GPS, DVD, электрический стояночный тормоз, подогрев сидений и зеркал, дополнительные электронные приборы) предполагает использование мощного «премиального» аккумулятора.
Влияют на выбор и климатические условия. При высокой температуре повреждается активный материал решеток, развивается коррозия (сульфатация). Характеристики батареи ухудшаются, уменьшается срок ее службы. Возрастает саморазряд. Батарея повышенной емкости в таких условиях (к счастью, у нас не частых) предпочтительней.
На холоде емкость батареи падает, смазочные материалы густеют. Для успешного пуска двигателя требуется более высокий ток холодного прокручивания (ССА). Но вот здесь возможны варианты.
Многие наши современные аккумуляторы к нашим же зимам приспособлены лучше «именитых». Сравнивайте характеристики!
Играют свою роль и условия эксплуатации. В больших городах темп движения рваный. Частые остановки и пуски двигателя, особенно при наличии системы «стоп-старт», движение с малыми скоростями, короткие поездки приводят к быстрому разряду и длительному недозаряду аккумуляторов, что пагубно сказывается на сроке их службы. Выгоднее (даже экономически) иметь в мегаполисах батарею повышенной емкости.
Приведенная информация — всего лишь небольшие подсказки. Выбор остается за вами. Надо только помнить, что цвет аккумулятора и форма ручек не относятся к числу определяющих выбор характеристик.
Автор: Владимир Заборщиков, © 5 колесо
Евгений Владимирович #
Здравствуйте.
В статье совершенно не затронута проблема определения даты выпуска азиатских аккумуляторов.
Если у отечественных, европейских и американских аккумуляторов дату изготовления можно найти на корпусе и расшифровать без особого труда, то с азиатскими — проблема, очень мало информации…
В магазинах на этот вопрос услышать ответ не представляется возможным, консультанты отвечают просто: «Аккумуляторы свежие, недавно завезли.»
Помогите разобраться.
Спасибо.
admin #
На нашем портале теперь затронута и этатема