РФ: «Иж-Авто» — банкрот
Арбитражный суд Удмуртии начинает рассмотрение дела о банкротстве «Иж-Авто»: в начале августа завод объявил о своей финансовой несостоятельности в результате кризиса. Завод занимался промышленной сборкой универсалов ВАЗ-21043 и фургонов Иж-27175, а также лицензионных моделей Kia – легковых Spectra и Rio JB и внедорожников Sorento.
Президент Удмуртии Александр Волков назвал процесс банкротства «запланированным мероприятием». Источники, близкие к заводу, говорят о том, что процедура банкротства согласована с крупнейшим кредитором «Иж-Авто» – Сбербанком РФ, который забросал должника исками о взыскании задолженности. Первое слушание дела состоится 17 сентября, а всего на сентябрь и октябрь запланировано шесть слушаний по искам Сбербанка. Их общее количество к самому заводу и его дочерним предприятиям уже достигло 24, а сумма исковых требований – 6,891 млрд рублей. На долю Сбербанка, в залоге у которого находится контрольный пакет акций «Иж-Авто», приходится 8 млрд рублей из 11,3 млрд рублей общей задолженности предприятия.
В августе Удмуртское отделение Сбербанка направило «Иж-Авто» письмо с требованием погасить задолженность по ранее выданным кредитам. Объем долга, требуемого к погашению, не уточнялся. Завод выполнить это требование не смог. Арбитражный суд Удмуртской республики по иску Сбербанка наложил арест на имущество предприятия в размере 594 млн рублей. На прошлой неделе «Иж-Авто» не исполнил также обязательства по досрочному выкупу облигаций второго выпуска. В декабре 2008 года «Иж-Авто» допустил дефолт по оферте на сумму 168,9 млн рублей, а в феврале этого года компания сделала инвесторам новое предложение – на выкуп бумаг 26 августа 2009 года.
Под кредиты банков заложено 74% акций автопроизводителя. «Иж-Авто» должен 236 млн рублей Альфа-банку, банку «Зенит» он задолжал 180 млн рублей, «Уралсибу» – 192 млн рублей. Добиться возвращения кредитов через суд пытаются и другие банки: только в арбитраже Удмуртии зарегистрированы иски от банка «Петрокоммерц», Оргрэсбанка и МДМ-банка о взыскании кредитной задолженности и задолженности по облигациям на общую сумму свыше 500 млн рублей. Попытка «Иж-Авто» договориться с банками о реструктуризации долгов успеха не принесла.
Напомним, производство автомобилей на ижевском предприятии было остановлено еще 29 апреля из-за падения спроса с начала года на 62%. К этому моменту там при расчетной мощности завода в 220 тыс. автомобилей в год количество собранных с начала года машин составило лишь 9 797 – против 64 190 автомобилей, выпущенных в прошлом году. Большая часть из оставшихся на предприятии 3 тыс. рабочих сейчас занята на временных работах по уборке территории и получает зарплату за счет средств федерального бюджета.