Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор?

battery-maintenanceС окончанием летнего сезона у автомобилистов все чаще возникает вопрос зарядки своего автомобильного аккумулятора. По многочисленным просьбам читателей портала battery-industry.ru, мы публикуем инструкцию «правильной» зарядки АКБ.

Заряд АКБ

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, отрицательный — с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба эти метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Заряд при постоянстве тока

Заряд батареи производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 х С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 А•ч ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа — необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное газовыделение в конце заряда.

Для снижения газовыделения и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток уменьшают в два раза (3 Ампера для батареи емкостью 60 А•ч) и при таком токе продолжают заряд до начала газовыделения. При заряде батарей последнего поколения, которые не имеют отверстий для доливки воды, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60 А•ч).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменения в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита.

Заряд при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В — на 85-90%, а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда до 20-25 А.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при ее заряде, равного 14,4±0,1 В. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения заданного конечного напряжения, то есть окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется более суток.

 

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации батареи на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливает свою емкость после разряда полностью. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%, если напряжение на клеммах батареи равно 13,9-14,3 В при работающем двигателе и включенном дальнем свете. Поэтому в тяжелых условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства и при положительной температуре.

У полностью заряженной батареи плотность электролита составляет 1,28±0,01 г/см3 Линейно снижаясь, по мере разряда АКБ, она составляет 1,20±0,01 г/см3 у батарей, степень заряженности которых снизилась до 50%. У полностью разряженной батареи плотность электролита составляет 1,10±0,01 г/см3.

Если значение плотности во всех аккумуляторах одинаково (с разбросом ±0,01 г/см3), это говорит о степени заряженности батареи и отсутствии внутренних замыканий. При наличии внутреннего короткого замыкания плотность электролита в дефектной банке аккумулятора будет значительно ниже (на 0,10-0,15 г/смі), чем в остальных ячейках.

Для измерения плотности жидкостей применяют ареометры со сменными денситометрами для измерения плотности различных жидкостей, например, антифриза с плотностью от 1,0 до 1,1 г/см3 или электролита с плотностью от 1,1 до 1,3 г/см3.

При измерении поплавок не должен касаться стенок цилиндрической части стеклянной трубки. Одновременно необходимо замерить температуру электролита. Результат измерения плотности приводят к +25°C. Для этого к показаниям денситометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в специальной литературе.

Если при измерении окажется, что НРЦ ниже 12,6 В, а плотность электролита ниже 1,24 г/см3, батарею необходимо подзарядить и проверить зарядное напряжение на ее клеммах при работающем двигателе.

Источник: www.livi-car.ru

Метки:: , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

26 Отзывы Ваш отзыв

  1. АКБ Energizer 60АЧ 540А На зиму … Начальный заряд 3А (U=15,5v) ок. 6 часов, затем ок. 2А (U=16v) так-же, ч-з 12 часов опустилось до 1,5А и так заряжает уже 4 часа (U=16,25-16,35v), 1,5А держит без изменения со стабильным напряжением 16,35v. Зарядное устройство автомат. Но когда заканчивать заряд не знаю.??? Жду совет??? Срочно…, жалко его убить.

    • АКБ #

      заряжай до плотности 1,27 (20 градусов)

      • Ежели память не обманывает, у этого ENERGIZERа нет пробок…

        • АКБ #

          ))) и что же делать с безпробочным аккумом?

          • Беспробочная АКБ заряжается тоже, но в режиме, обеспечивающем невыкипание. т.е. непревышение напряжения ЗУ выше напряжения начала газовыделения, т.е. 14.5В, но АКБ при этом будет заряжаться пару недель!, поэтому каждый их заряжает, исходя из собственного опыта и ощущений, потому что всё равно оперативного контроля результатов зарядки не существует (после зарядки неравновесное НРЦ АКБ будет ещё в течение нескольких суток более 12,7В, а плотность не померить!, а сбросить неравновесное НРЦ нагр.вилкой значит сделать рез-ты измерений некорректными, в общем, лучше довериться специалистам- у них хоть отсутствие чётких критериев заменяется ощущениями (например. по температуре моноблока…) и опытом

            • АКБ #

              мой метод ))
              берется такая батарея, и параллельно заряжается, на моем заряднике их 6.
              если уж на всех 6 плотность 1,27 то и там с большой долей вероятности тоже 1,27.
              з.ы. недовольных небыло )

              • Патент уже оформил? Касательно недовольных- из разговора с покупателем: «На какие АКБ меньше жалуются?- да у нас на всё жалуются- на маленькую зарплату, холодную воду, высокие тарифы ЖКХ, маленький член…»- а АКБ-то причём?- ну, она ж не ответит!»

                • АКБ #

                  патента нет )
                  есть еще метод определения плотности ))) по температуре кристаллизации… (актуальная .. зима все таки).
                  если незамерз при -50 значит зарядил хотя бы до 1,25

  2. Константин #

    «необслуживаемый» аккумулятор надо ли подзаряжать? К примеру, через 2 года службы напряжение 12.4-12.5 В.

  3. Рустик #

    Нормально ли то, что через четыре часа зарядки электролит закипел ?

  4. Калинин НГ #

    20 лет профессионально обслуживал АБ. Вы пишете верно!!! Спасибо за других.

  5. Сколько по времени заряжать АКБ? если почти сел?

    • Все зависит от состояния. Сначала нужно разрядить его до 10.5 Вольт, контролируя напряжение под нагрузкой на самой АКБ. Затем заряжать терапеливо и более менее нормальным зарядником (из более менее подходящих Орионы стоимостью от 4000 рублей. остальными ничего хорошего АКБ Вы не сделаете). Если АКБ засульфатирована, а не изношена, до заряжать придется примерно сутки, потом снова разрядить до 10.5 Вольт (при этом смотреть. какую емкость отдаст батарея) и зарядить снова. второй заряд должен на более менее исправной батарее занять часов 8.

      • Мон шер ами Андрэ! Вы описываете процесс КТЦ, т.е. когда надо ПЫТАТЬСЯ спасти заведомо засульфатированную АКБ. Во всех остальных случаях не надо её разряжать- для кальциевых АКБ каждый глубокий разряд есть широкий шаг к смерти…

        • АКБ #

          решил таки попробовать этот режим десульфатации на заряднике идут 3-е сутки), по камасутре за 5 якобы аккум десульфатизируется… чтож посмотрим )) (З,Ы, заряжаю ежедневно 10 аккумов))

          • АКБ #

            Совершенно забыл.
            ЗУ КЕДР 10А
            режим цикл 5 суток по камасутре
            АКБ зубр — сульфатная (наверное вся площадь покрыта ))
            итог каким он был таким он и остался (з.ы. специально брал СА)
            отложил ) продолжу издеваться дальше…

  6. Сергей #

    В инете, во всех статьях про акб говорится о доливке электролита. Какая нахрен доливка, если уже как 100 лет не выпускают таких аккумуляторов? Харе копипастить одно и тоже.

    • Все серьезные производители выпускают АКБ с возможностью доливки воды. Только дети верят, что АКБ не теряет воду при эксплуатации. При этом у многих серьезных производителей есть «невскрываемые» серии, здесь действует принцип «Купи — выброси — купи». Электролит в АКБ сьют либо дебилы либо единороссы.

  7. P.S. — если крышки откручиваются — тогда снимать обязательно!

  8. Добрый день.
    Аккумулятор заряжается не за ночь, а в зависимости от степени его разряженности.
    Обычно выставляется ток, равный 0,1 от указанного ампеража АКБ.
    При низкой заряженности батареи (около 30%) может применяться так называемый комбинированный метод, когда сначала АКБ заряжают 5% током, потом переходят на 10%.
    А в целом — хочу посоветовать обратиться к специалистам.
    Проверка, а также подзарядка (если это необходимо) обойдется совсем недорого.

  9. вовка #

    сколько нужно выставить ампер и вольт на зарядном устройстве(регулируется), чтобы за ночь хорошо зарядилось?
    P/S/ крышки не снимаются(т.е. чтобы не кипело) ?

    • Калинин НГ #

      2,35в/эл (14в общее) Закипает при 2,4 вольт/элемент)

      • НГ #

        А впрочем в зарядке много нюансов.

        • Алексей #

          Уважаемые автолюбители!
          Если Вы не являетесь специалистами по зарядке АКБ, то не мучайте аккумулятор и берегите здоровье! ТБ(тех.безопастности) на первом месте!
          Советы бывают разные, но ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНО Вам ЗАРЯДИТ Ваш АКБ СПЕЦИАЛИСТ!
          Это не реклама тех.сервисов, просто я работал инженером по обслуживанию всех типов аккумуляторных батарей, и знаю какие могут быть последствия!!!.

  10. Andy #

    Что то мне немного непонятно
    — …зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку иначе не удастся зарядить современную необслуживаемую батарею полностью (до 100% ее фактической емкости).
    — …Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В,
    Не вредно ли держать на акку напряжения до 16,0-16,5 В ?
    А то мое зарядное LUXEON в конце заряда выдает напряжение 15.6 — 16 В!!!

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы относитесь к приобретению термозащитного чехла для автомобильного аккумулятора (1 вариант ответа)?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!