США: Переработка литиевых батарей – спасение для электроавтопрома
Министерство энергетики США выдало калифорнийской компании грант в размере $9,5 млн с целью создания первого в США цикла переработки литий-ионных аккумуляторов от транспортных средств.
Расположенная в Энехайме Toxco заявляет, что расширит расположенные в Ланкастере мощности, на которых уже перерабатываются свинцово-кислотные и никель-металлгидридные батареи, используемые в гибридных автомобилях сегодня.
Внушительных финансовых затрат переработка литий-ионных аккумуляторов не потребует. Большинство из них содержит малые количества карбоната лития, который относительно дешев по сравнению с другими материалами. Но, как говорят эксперты, наличие инфраструктуры такого цикла уменьшит опасения, что повышение количества электрических транспортных средств приведет к нехватке карбоната лития и зависимости от таких стран, как Китай, Россия и Боливия, которые контролируют огромную часть мировых запасов лития. Размер гранта может показаться смешным – на прошлой неделе Министерство энергетики предоставило $2,4 млрд компаниям, разрабатывающим батареи и системы питания для электромобилей – но проект лишь в начальной стадии, а продажи гибридных и полностью электрических транспортных средств пока находятся на очень низком уровне. Только к 2015 году нынешняя американская администрация планирует придти к миллиону гибридных авто на дорогах, поэтому пройдет лет 10, прежде чем крупномасштабная переработка будет востребована.
Однако демонстрация возможностей послужит доказательством, что электромобили действительно «зеленые» – как в эксплуатации, так и в разработке. Toxco уже имеет некоторые достижения в данной сфере. Компания является североамериканским лидером по переработке однозарядных и перезаряжаемых литиевых батарей и выполняет эту работу с 1992 года, после запуска соответствующих мощностей в городе Трейл, Британская Колумбия. Когда туда прибывают отжившие свое батареи, их помещают в бильные мельницы и дробят, разделяя компоненты из алюминия, меди и стали. Большие аккумуляторы, которые еще могут хранить заряд, первоначально подвергают криогенной заморозке — при температуре -198°С прекращаются реакции. Литий затем извлекают путем помещения камер батарей в ванны с едкими соединениями, растворяющими соли лития, которые отфильтровывают и используют в производстве карбоната лития. Оставшиеся побочные продукты применяют для восстановления кобальта, входящего в состав электродов. Весь процесс на 95% автоматизирован.
Грант Министерства энергетики поможет Toxco перенести производственные мощности в Огайо и на их базе построить завод, который должен справиться с ожидаемым ростом рынка электромобилей с литий-ионными источниками питания. Например, Tesla Motors уже отослала старые или испорченные батареи в Трейл. Однако, по словам главы направления технологий хранения энергии компании Курта Келти (Kurt Kelty), экономика перерабатывающей сферы в значительной степени зависит от используемых в литий-ионных источниках химических соединений. На сегодняшний день литий – не самый дорогостоящий металл среди требуемых для аккумуляторов. «Стоимость лития незначительна по сравнению с другими металлами; никель и кобальт куда более востребованы при переработке, — замечает Келти. – Поэтому пока мы читаем статьи об отказе индустрии от лития, проблема прекращает быть актуальной. Лития вполне достаточно». По приблизительным подсчетам, стоимость 0,4 кг кобальта составляет $20, тогда как того же количества карбоната лития — $3. Мировые запасы кобальта скудны, и половина поставок осуществляется из Демократической республики Конго – нестабильного региона.
Ситуация с литием, однако, может измениться. Глобальная рецессия привела к избытку металла на рынке, вследствие чего снизились цены. Но эксперты прогнозируют к 2013 году сбалансированные спрос и предложение, а к 2017 – дефицит. Таким образом, сойдя с нефтяной «иглы» (по крайней мере в автомобильной индустрии), мир может «подсесть» на другую. Хотя, учитывая громадное количество проектов совершенствования аккумуляторных батарей в частности и разработки альтернативных источников питания электромобилей в целом, перспектива дорогостоящей зависимости весьма сомнительна.