РФ: «АвтоВАЗ» решил не сокращать персонал, но урезал сотрудникам зарплату

autovaz-work-brakeС сентября этого года до марта следующего зарплата сотрудников АвтоВАЗа будет сокращена вдвое: на предприятии вводится режим неполной рабочей недели. Решение об этом вчера приняло руководство автозавода после согласования с профсоюзом.

Как пояснили на АвтоВАЗе, работа в цехах теперь будет вестись пять дней в неделю в одну восьмичасовую смену. При этом график работы персонала будет сменным — 20 часов в неделю. Оплата привязывается к фактически отработанному времени.

«Сейчас предприятие работает по такой же схеме, однако время простоя по закону оплачивается из расчета две трети зарплаты», — рассказал пресс-секретарь АвтоВАЗа Александр Шмыгов.

Он пояснил, что после введения неполной рабочей недели простой по закону оплачиваться не будет. В то же время ни один сотрудник предприятия не будет уволен по сокращению.

В профсоюзе АвтоВАЗа от комментариев воздержались. Однако глава независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев  возмущен тем, что работодатель с ним не консультировался.

Впрочем, заявлять свой протест в отношении принятого решения Золотарев не спешит. «В ближайшее время мы соберем профсоюзный комитет для того, чтобы определить нашу позицию», — сказал он.

Вице-президент Всероссийской конфедерации труда Василий Мохов ожидает митингов и пикетов. Работнику не обязательно вникать в экономическую ситуацию работодателя, уверен он, у него есть право на труд в течение всей рабочей недели, и он должен требовать оплаты своего труда.

Сейчас на предприятии занято примерно 100 тыс. человек. В 2008 году завод потратил на персонал более 26 млрд рублей, неполная рабочая неделя позволит сэкономить более трети этой суммы — около 8 млрд рублей.

«Руководство АвтоВАЗа приняло такое решение, исходя из прогнозов на 2009 год, по которым продажи автомобилей в России упадут до 1,2 млн, а на долю АвтоВАЗа придется 30% рынка», — говорит аналитик инвестиционной компании «Метрополь» Михаил Пак (в 2008 году в России было продано 2,7 млн автомобилей, а доля АвтоВАЗа составила 25%).

«В течение 2009 года автозавод рассчитывает продать 360 тыс. автомобилей, что вдвое меньше, чем по результатам 2008 года», — поясняет аналитик.

Но даже эти планы выглядят оптимистично. По данным АСМ-холдинга, за пять месяцев 2009 года продажи АвтоВАЗа упали на 45% и составили 151 тыс. автомобилей. Этот период станет самым тяжелым в истории АвтоВАЗа, полагает замглавы аналитического центра АСМхолдинга Юрий Кравцов. «Мощность завода рассчитана на 600— 800 тыс. автомобилей в год, но в кризис спрос практически отсутствует», — говорит Кравцов.

Восстановление рынка, по его прогнозам, начнется не ранее 2011—2012 года, а выход на докризисный уровень выпуска у АвтоВАЗа займет в лучшем случае три года.

Реакция на кризис

Автопроизводители, работающие в России, используют стандартный набор средств выживания: остановку конвейера, а также сокращение рабочего времени, зарплаты и персонала. Toyota дважды приостанавливала конвейер своего петербургского завода: с 30 марта по 6 апреля и с 1 по 11 мая. Заработная плата сотрудников автозавода во время остановки составляла две трети от обычной. Завод General Motors останавливал сборочные линии с 20 декабря 2008 года по 11 января 2009 года. То же самое повторилось с 26 января 2009 года по 15 февраля текущего года. Завод работал по сокращенному графику — сначала три, а затем четыре дня в неделю. С июля рабочая неделя станет пятидневной. С середины июля группа ГАЗ уволит более 4 тыс. сотрудников автозавода. Это будет уже вторая волна сокращений: к середине января 2009 года без работы остались 1,2 тыс. сотрудников. Сейчас под сокращение должны попасть 2 тыс. сотрудников ОАО ГАЗ и 2,11 тыс. работников ООО «Автомобильный завод ГАЗ». Из-за возможного снижения объемов производства Ford может приостановить конвейер на заводе во Всеволожске. Работники еще не получали официального извещения. Остановится завод с 1 по 12 июля, с 8 июля до четырех дней будет сокращена рабочая неделя. C 20 июля по 8 августа сотрудники предприятия будут находиться в коллективном отпуске. В случае краткосрочной приостановки конвейера работники будут получать две трети своего среднего заработка. Завод «Автофрамос», выпускающий в Москве автомобили Renault Logan, с мая 2009 года перейдет с трех-на двухсменный режим работы. Сотрудники ночной бригады «Автофрамоса» будут переведены на дневную работу. Никаких сокращений в результате изменения графика работы не планируется.

Почему АвтоВаз буксует?

Леонид Ольшанский / почетный адвокат РФ, вице-президент Движения автомобилистов России

Думаю, что лишь одной причины здесь нет. Как минимум в голову приходит слабая конкурентоспособность машин, а также общий кризис, когда у людей нет денег не то что на свою машину, но даже на такси при необходимости. Два этих фактора перемешались в одной точке, причем получился заколдованный круг: чтобы заниматься обновлением производства, необходимо найти деньги, но для этого нужен сбыт — и так далее. Впрочем, решать проблему нужно несмотря ни на что.

Игорь Чесноков / руководитель аналитического отдела ИА «Интегрум»

Потому что его продукция неконкурентоспособна. Ведь несмотря на то что роль государства в экономике сейчас возросла, экономика все равно остается рыночной, на рынке остаются представленными другие автомобили и так далее. Да и покупатель тоже давно изменился: больше не нужно стоять в очередях, автомобиль «ВАЗ» больше не является символом успешной дружбы с партийными органами и так далее — это продукт достаточно низкого качества, морально и физически устаревший, с практически непоправимыми репутационными издержками для бренда. В связи с этим меры поддержки носят очень много от былых времен, ведь фактически закрывается рынок и внедряются финансовые схемы, которые в нормальных рыночных условиях не используются. Что же касается Renault, то это действительно серьезная компания. Однако она, как и любой представитель рыночной экономики, безусловно, имеет свои интересы. Начнем с того, что присутствует осознание, что чего бы ни хотели российские потребители, навязчивое предложение все равно сохранится. Потом, за счет эффекта масштаба для ценных бумаг Renault, котирующихся на международных рынках, мы видим тоже плюс, и так далее. В то же самое время никто не позволит Renault работать с АвтоВАЗом так, как компания работала, допустим, с Nissan в момент их объединения, когда произошли масштабные сокращения, пересмотр модельного ряда, а многие японские традиции были попраны. То есть применительно к России речь идет больше об обозначении своего присутствия на достаточно консервативном рынке, плюс это важно для некоторых операций с ценными бумагами компании.

Дмитрий Абзалов / ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России

Следует отметить, что все инструменты поддержки АвтоВАЗа рассчитаны на долгосрочную перспективу, и краткосрочные меры, в том числе субсидирование процентной ставки по кредиту, обеспечение транспортировки автомобилей в Дальневосточный регион и так далее, позволили лишь удержаться на плаву. А чтобы выйти на серьезную окупаемость и рентабельность производства, чтобы существенно повысить финансовые показатели и, соответственно, выйти на полноценную рабочую неделю, необходимы две вещи: во-первых, стабильный спрос, который в связи с экономическим кризисом упал (в то время как потребитель стал более разборчивым). Во-вторых, флагманские и высокотехнологичные модели, которые согласно стратегии развития АвтоВАЗа будут появляться только через два-три года. Ну а до выхода так называемой Lada C говорить о заметных финансовых возвратах от госинвестиций крайне сложно. Тем не менее предприятие является социально значимым, и поэтому государство обязано в какой-то степени его субсидировать. Впрочем, эффективность расходования средств могла бы быть и выше.

Ирина Рукина / главный научный сотрудник Института региональных экономических исследований, член президиума РАЕН, доктор экономических наук

С моей точки зрения, поддержка вообще оказывается неправильно, потому что просто давать деньги бесполезно — нужно это делать под что-то. То есть средства выделять надо, но соответствующие предприятия должны быть обременены определенными условиями. Повторюсь, деньги даются только под задачу: когда АвтоВАЗ в ответ, скажем, дает машины в рассрочку рабочим каких-либо предприятий — оборонных, машиностроительных и так далее. Подобная акция могла бы помочь оздоровить социальную обстановку; в этом случае нагрузка на бюджет была бы эффективной. Если вспоминать о доле Renault в АвтоВАЗе, то о каком-то эффекте от этого говорить пока рано. Кроме того, событие попало в кризис, так что, можно сказать, в этом смысле компаниям не повезло. Но в любом случае спрос надо формировать. То есть если в АвтоВАЗе это сделать сумеют, тогда у них все пойдет. А пока надо разгружать склады, надо отдавать машины — тогда люди, которые не получают зарплаты в том же самом Пикалево, смогут получить автомобили и начнут хоть как-то крутиться.

Метки:: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Аналоги штатных аккумуляторов RDrive OEM Детали

1 отзыв Ваш отзыв

  1. Видно, что неплохо потрудились с ресурсомЮ побольше бы таких проектов.

Ваш отзыв





Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости ВКонтакте
Подпишись на новости в Telegram

Как Вы обычно поступаете с отработавшими свой ресурс автомобильными аккумуляторами? (1 вариант ответа)

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Free counters!