Пожар в автомобиле. Виноват ли аккумулятор?
Возгорание автомобилей в последнее время стало достаточно распространенным ЧП. Сразу несколько таких случаев, например, произошло на этой неделе в Тобольске.
В гаражном кооперативе «Речник-1» загорелся автомобиль «Хюндай Акцент». И гараж, и автомобиль повреждены огнем по всей площади, соседние боксы и автомобили пожарные спасли от уничтожения. В микрорайоне 7«А» вспыхнул автомобиль ВАЗ-21083, в результате возгорания поврежденный по всей площади. Две рядом припаркованные машины частично пострадали от огня, а еще две пожарные спасли от уничтожения. Наконец, ВАЗ-2110 горел в гаражном кооперативе по улице Ремезова. Огнем поврежден салон, а гараж и рядом стоящий «БМВ» огнеборцам удалось спасти. Причины пожаров предстоит установить специалистам.
Как сообщает 12voltsmagazine.com, наиболее распространенная причина возгорание во время ремонтных работ, это 45% всех автомобильных пожаров. Далее следуют неисправности и переделки бортовой электросети – 35%. Иногда расстроенные «погорельцы» с целью поправить свое пошатнувшееся материальное положение, пытаются обвинить в своих несчастьях производителей аккумуляторов. Может ли стать неисправный аккумулятор причиной пожара?
Давайте разберемся. На современных автомобилях стартерная батарея считается вторичным источником электрической энергии по отношению к генератору. Источники выдают энергию поочередно либо одновременно – в зависимости от количества (мощности) включенных потребителей и режима работы двигателя автомобиля. Питание потребителей происходит по индивидуальным схемам (проводам), снабженным защитой от перегрузок по току – предохранителями, которые имеются в каждом автомобиле. В случаях нарушения работы регулятора напряжения генератор может вырабатывать повышенное напряжение.
Предохранители в цепях разряда защищают потребители от перегрузки. Если предохранитель не нормативный, то потребитель может быть выведен из строя. На стоянке автомобиля питание потребителей электроэнергии осуществляется только от аккумуляторной батареи (АКБ). Случается, автолюбители оставляют включенными различные потребители тока: фары, аудио- и мультимедийные системы. При неработающем двигателе ее напряжение не может увеличиваться. По мере разряда напряжение на полюсных выводах батареи может снизиться до нуля. При исправной электропроводке никаких происшествий не бывает, и страдает от глубокого разряда сама батарея – снижается ее ресурс.
При наличии дефекта в аккумуляторе ее работоспособность в пусковом режиме будет ниже, чем у исправной батареи. Как известно, к производственным дефектам относятся разрыв цепи внутри АКБ и короткое замыкание между разнополюсными пластинами в одной из банок (в батарее их шесть).
При некачественной сварке соединительных мостиков между банками, а также полюсных выводов, возникает разрыв цепи разряда внутри батареи, который не позволяет использовать ее как источник энергии. В течение гарантийного периода такой аккумулятор подлежит замене. Короткое замыкание в одной из банок снижает напряжение на 1,5–2 В, но батарея может сохранять работоспособность. Короткое замыкание между пластинами происходит при малых токах и напряжении одного блока (банки), а процесс разряда происходит в жидкости (электролите). «Закороченная» банка теряет способность отдавать энергию (как и принимать ее при заряде), не «выкипает» при заряде в процессе эксплуатации. Заполненная электролитом с низкой плотностью, она становится «балластом» в АКБ. Таким образом, короткое замыкание внутри стартерной АКБ приводит к снижению ее потенциальной энергии, заложенной при заряде в активной массе пластин и электролите, но не становится причиной пожара.
Возможно, слова «короткое замыкание» в АКБ воспринимаются так же, как и «короткое замыкание электропроводки» в жилых помещениях, которое является причиной пожара. Но при пожаре в помещениях не обвиняют электростанцию, поскольку есть понимание причины пожара – неисправная электропроводка. Кроме указанных выше дефектов у современных стартерных АКБ в процессе эксплуатации могут быть дефекты, вызванные условиями работы, нарушениями правил обслуживания батареи и изделий электрооборудования автомобиля. Но и эти эксплуатационные дефекты не приводят к воспламенению электропроводки и последующему пожару в автомобиле.
И еще немного физики. Исправные потребители электроэнергии на автомобиле при снижении питающего направления (в том числе по причине дефекта) перестают работать и отключаются. В случае короткого замыкания электропроводки, а также при неисправности потребителя электрической энергии разрядный ток от АКБ увеличивается. Причина – снижение сопротивления внешней разрядной цепи. Интенсивный нагрев поврежденного участка вызывает воспламенение материалов, способных гореть. Кстати, дефекты АКБ в этой ситуации наоборот способствуют снижению мощности разряда АКБ в точке короткого замыкания внешней цепи (потребителя). Из сказанного следует: стартерная АКБ в заряженном состоянии обладает определенной электрической энергией в потенциальной форме в виде активной массы положительных и отрицательных пластин (разделенных сепараторами), помещенных в электролит.
Внутренние дефекты АКБ снижают запас энергии за счет внутреннего разряда в электролите. В случаях нарушения изоляции проводов, ослабления крепления происходит нагрев и загорание обмотки проводов. Напряжение АКБ здесь мало влияет: ток разряда тем больше, чем надежнее контакт положительного провода с «массой» автомобиля.
Вывод следующий. Стартерная АКБ своей энергией участвует в пожаре авто, но не является причиной этого пожара. Причина в другом. Имеющийся запас потенциальной энергии АКБ приносит вред владельцу, если техническое состояние электропроводки и изделий электропотребителей на нем далеко от безопасной нормы. Существуют производственные дефекты, которые как правило проявляют себя на начальном этапе эксплуатации. Например, брак сварки отрицательного полюса вывода АКБ (дефект «разрыв цепи разряда» в АКБ), короткое замыкание в одной банке АКБ. Ничего опасного для режима работы изделий электрооборудования автомобиля в этих дефектах АКБ нет. Как нет и опасности пожара.