По прогнозам аналитического агентства «Автостат», в наступившем году продажи автомобилей в России упадут практически вдвое. Таким образом, годовой прирост автомобильного рынка России составит всего 4—5%. То есть к 2012 году число машин в России достигнет 38—39 млн единиц. Тем не менее, несмотря на финансовый кризис, доля машин иностранного производства вырастет до 50% от общего количества, вместо сегодняшней трети рынка. Специалисты агентства «Автостат» прогнозируют замещение имеющихся у населения отечественных авто на новые зарубежные автомобили такого же класса. При таком положении вещей количество регистрируемых авто российского производства к 2012 году сохранится на сегодняшнем уровне и составит 19—20 млн. В то же время парк иномарок к 2010 году будет составлять более 15 млн машин, а к рубежу в 19 миллионов приблизится уже в середине 2012 года. В результате звание самого крупного рынка Европы в ближайшие 5—7 лет России вряд ли достанется.
Впервые о несбыточности планов российского рынка заговорили в ноябре 2008 года, когда продажи новых иномарок в России, согласно данным AEB (The Association of European Businesses), за один месяц сократились на 6%. Сегодня о былых планах продаж не вспоминают даже самые успешные автопроизводители. Более того, сделанный ранее экспертами прогноз об откате рынка до уровня 2006 года был не самым пессимистичным — во многом по причине того, что в октябре 2008 года не было никаких предпосылок к замораживанию проектов иностранных концернов.
Однако уже к декабрю стало понятно, что многие автосборочные производства, открытие которых было запланировано на 2009—2010 годы, так и не будут запущены. Уже сейчас свои проекты по строительству автозаводов на неопределенный срок отложили компании Mitsubishi, Peugeot-Citroen и Suzuki. Ford перенес сроки запуска производства модели Ford Mondeo на заводе во Всеволожске до весны 2009 года. АвтоВАЗ сдвинул дату начала сборки моделей Renault и Nissan на 2011 год. Реализацию своих моделей концерн прекращать не собирается, и, по оценкам специалистов, количество продаваемых машин к 2012 году сократится незначительно: с 45 до 41%. В то время как реализация других российских марок упадет на 12%.
На сокращение автомобильного парка также серьезно повлияет введение новых пошлин на ввозимые автомобили. Как мы уже писали ранее, цена на некоторые новые автомобили возросла до 20%. В среднем же рост цен на иномарки составил 7%. С подержанными автомобилями ситуация более плачевная. Новая тарифная политика уже серьезно ударила по тем, кто решил пригнать автомобиль.
По новым таможенным ставкам, автомобиль с объемом двигателя от 1500 до 1800 с 12 января следует оплачивать из расчета 2,5 евро за кубический сантиметр (ранее 1,5 евро). Если мотор в диапазоне от 2,3 до 3 литров — ставка поднялась до 3 евро за «кубик», более 3 литров — 3,6 евро. Получается, что по новым правилам растаможка автомобиля с объемом более 3000 кубических сантиметров обойдется в 10800 евро (460080 рублей). Ранее ввоз такого же автомобиля по ставке 2,25 евро обошелся бы вам в 7200 евро (306000 рублей). Если к этому прибавить снижение покупательской способности населения и отказ банков в выдаче кредитов, то прогноз в 5% годового прироста выглядит вполне оптимистично.
Автор: Алексей Гриминчук /Infox.ru
Фото: WWW.ZR.RU — автомобильный журнал “За рулем”.