Сравнительный тест аккумуляторных батарей от «За Рулем» (2008)
Что должна уметь батарея – новенькая, прямо с прилавка? Прежде чем дискутировать, задумайтесь: а где ее взять-то, новенькую? Ведь чек и гарантия вовсе не говорят о том, что купленная батарея – свежая!
Согласно действующему стандарту, новая залитая батарея – та, с момента изготовления которой прошло не более 30 суток. Обнаружить такое изделие в магазине практически невозможно; к тому же мало кто разбирается в хитроумной кодировке даты выпуска (ЗР, 2005, № 4). Вот и получается, что купленная батарея старше 30 суток (читай – любая!) имеет формальное право не соответствовать никакому ГОСТу! Конечно, если она откровенно «не крутит», можно и нужно вспомнить про гарантию, но вот по конкретным амперам и секундам требовать сатисфакцию затруднительно.
Как же сравнивать батареи? Мы решили отойти от установленных ранее канонов, существенно изменив «правила игры» в сторону потребительских возможностей аккумуляторов. Подробности – в «Нашей справке». Испытаниям подвергли 16 свежекупленных батарей на 60 А·ч с «неправильной», по понятиям прежнего автопрома, полярностью: если поставить батарею клеммами к себе, то плюс окажется справа, а не слева. Именно такие батареи используют нынче большинство европейских производителей легковых авто.
НА ПРИЛАВКЕ – ВТОРАЯ СВЕЖЕСТЬ
Первую свежесть найти практически нереально. Это показали замеры резервной емкости в состоянии покупки и после тренировочного цикла. Ни одна батарея не выдала результата выше 80 минут при разряде током 25 А (а речь, напомним, об аккумуляторах на 60 А.ч!). Да и после двух тренировочных циклов результаты не впечатлили: 112 минут лучшего времени – не маловато? Говорит это об одном: цифра 60 на этикетках всех 16 претендентов – скорее всего, просто рекламный ход. Тем более что ни габариты, ни масса батарей не отличаются от аналогов с заявленной емкостью 55 А.ч. Иными словами, не ждите, что сможете при неработающем генераторе проехать на такой дальше, чем на «55-й».
Поставив зимой свежекупленную батарею и попытавшись сразу пустить автомобиль, также рискуете испытать разочарование. В магазине проверка нагрузочной вилкой продавца неизменно показывала: полный порядок. А вот десятисекундного разряда на морозе заявленным стартерным током две из 16 батарей не выдержали. На сей раз ими оказались «Зубр» и «Титан»: вместо предельно допустимых 7,5 В напряжение на выводах упало до 7,16 и 7,12 В соответственно. Хотя, повторимся, сами батареи тут ни при чем: после пары тренировочных циклов они «вошли в ГОСТ», хотя и остались в арьергарде. Отсюда совет: обзаводитесь зарядным устройством (они сейчас весьма компактные и легкие) и дозарядите «новую» батарею перед установкой на автомобиль.
ЧЕМПИОНАТ «ЗА РУЛЕМ»
Всякая экспертиза предполагает итоговую расстановку участников, выявление лидеров и отстающих. В отличие от объективных цифр в таблицах (которые мы всегда приводим), здесь порой имеет место субъективизм. Ведь каждая батарея проверяется по нескольким параметрам (заявленный ток, реальная резервная емкость, количество попыток пуска, цена, наконец). Какой из них сделать определяющим (и в какой степени) – дело редакции. Мы решили: лидером будет батарея, выдавшая наибольшее количество пусков при минус 18°С. То есть самая выносливая. При равных результатах – преимущество за участником с большим заявленным током. Если опять поровну, смотрим на резервную емкость.
INCI AKU CLASSIC
Производитель не обнаружен, вероятно, Турция
Ориентировочная цена: 2400 руб.
Вроде бы известная марка, но формально производителя и даже страну происхождения мы не нашли. При 480 А выдала пять попыток пуска, при заявленных 490 А – всего четыре. Но есть и рекорд: масса всего 13,74 кг.
+ Легко донести до автомобиля.
— Медленный заряд, невнятная этикетка.
WESTA CALCIUM
Производитель WESTA ISIC, Украина
Ориентировочная цена: 2300 руб.
До шести попыток пуска батарея не дотянула – даже при скромном, казалось бы, токе. А ведь заявленный – 600 А! Правда, WESTA его реально выдала, но только два раза.
+ Самый большой заявленный ток при самой низкой цене.
COBAT ENERGY
Производитель EXD EUROPE, для России
Ориентировочная цена: 2800 руб.
Батарея невнятного происхождения выдала шесть попыток пуска и ничем особенным не блеснула. Пример крепкого середнячка во всем, включая цену.
+ Удобная для хвата ручка.
— Непонятный производитель, большая масса.
«АКОМ КЛАССИК»
Производитель ЗАО «АКОМ», Россия
Ориентировочная цена: 2500 руб.
Что ж, шесть попыток пуска – уже неплохо. По цене – из самых доступных. Увы, купить такую батарею в Москве можно далеко не везде . Резервная емкость не на высоте.
+ Низкая цена.
— Очень небольшая резервная емкость.
TITAN HD
Производитель ООО «Тубор», Россия
Ориентировочная цена: 2800 руб.
Результаты скромные: заявленный ток выдает нехотя. И заряжать ее придется дольше всех – больше 14 А батарея не принимает.
+ Хорошая резервная емкость.
— Наименьший ток заряда при 14,4 В, большая масса.
TOPLA ENERGY
Производитель TAB, Словения
Ориентировочная цена: 3400 руб.
Примерно шесть с половиной попыток пуска – таков скромный результат известной марки. Ожидали куда лучшего. Пример того, как раскрученный бренд определяет цену. Потому и подделывают – см. 6-е место…
+ Наибольшая резервная емкость после тренировки.
— Завышенная цена.
ZUBR INDICATOR
Производитель ООО СП «Полесские аккумуляторы», Беларусь
Ориентировочная цена: 2800 руб.
Результаты не ассоциируются с мощным животным, давшим имя марке. Кстати, сама батарея относится к легковесным – всего 15 кг. Впрочем, есть и более легкие.
+ Ни кармана, ни руки не тянет.
— Малый зарядный ток, низкая резервная емкость.
АКТЕХ
Производитель ЗАО «АкТех-Байкал», Россия
Ориентировочная цена: 2700 руб.
Заявленный ток самый низкий в тесте и никак не вяжется с обещанными 60 А.ч. Интересно, что указан другой производитель, нежели у «Зверя» (см. 4-е место), расположенный, однако, по тому же адресу.
+ Умеренная цена.
— Малый ток прокрутки.
ACDELCO
Производитель AC Delco, ЕС
Ориентировочная цена: 4500 руб.
Если первое место присуждать самой дорогой батарее, конкурентов ей не было бы! Четыре с половиной тысячи – за что? Невеликие 480 А пускового тока, двузначное значение резервной емкости. Но почти 7 десятисекундных попыток честно выдала.
+ Крепкий середняк: практически все параметры – на одном уровне.
— Дорого! Низкая резервная емкость.
MUTLU ELITE
Производитель Mutlu Battery MCT, Турция
Ориентировочная цена: 2800 руб.
По итогам пускового теста оспаривала место с Topbat Energy и уступила по заявленному току прокрутки (на 30 А меньше). Однако заметно лучше принимает заряд.
+ В пятерке лучших по приему заряда. Хорошая резервная емкость.
— Заявленный ток маловат для «шестидесятки».
TOPBAT ENERGY
Производитель EXD EUROPE, для России
Ориентировочная цена: 2800 руб.
Посмотрите на фото и найдите отличия от Topla. Мимикрия под известную марку на грани фола со ссылкой на лицензию Tubor. Притом «копия» оказалась на полпопытки лучше оригинала, да еще и с глазком!
+ Демократичная цена.
— Непонятное происхождение, заимствованный дизайн.
А MEGA
Производитель a mega Batteries, Украина
Ориентировочная цена: 2900 руб.
С этого рубежа наблюдаются более восьми полноценных 10-секундных попыток пуска: напомним, что полных семь не выдал никто! Вторая в нашем тесте по резервной емкости и, увы, первая по массе.
+ Очень хорошая резервная емкость.
— Самая тяжелая.
«ЗВЕРЬ»
Производитель ООО «Аккумуляторные технологии», Россия
Ориентировочная цена: 3200 руб.
Русский «Зверь» выдал ровно столько же пусковой мощи, сколько именитая «Варта», заметно отстав лишь по заявленному току холодной прокрутки. Интересно, что и на ценниках у них красуется одно и то же число.
+ Все параметры, кроме зарядного тока, очень хорошие.
— Неважный зарядный ток.
VARTA BLUE DYNAMIC D24
Производитель Johnson Controls, вероятно, Германия
Ориентировочная цена: 3200 руб.
На секунду отстав от «Медалиста», получила «бронзу». Лучшая в тесте по приему заряда – восстановится быстрее всех.
+ Максимальный зарядный ток при напряжении 14,4 В.
— Не указана страна происхождения.
MEDALIST PREMIUM BATTERY
Производитель Delkor Technology, вероятно, Корея
Ориентировочная цена: 3100 руб.
Продержалась дольше «Варты» на 1 с, обеспечив восемь с половиной полноценных попыток пуска. Отметим, что отменные характеристики выданы при самой низкой массе: меньше весит только… аутсайдер!
+ Очень хорошие пусковые характеристики. Самая легкая из победителей.
— Не указана страна происхождения.
BOSCH SILVER S4
Производитель вероятно, Bosch, Германия.
Ориентировочная цена: 3800 руб.
Выдала почти 9 десятисекундных попыток пуска, заметно опередив конкурентов. Заявленный ток – второй по величине, как и скорость приема заряда. Но – внимание: она на 30 мм выше остальных, хотя короче и уже, причем не имеет внизу прилива для крепления.
+ Лучшие пусковые характеристики в тесте.
— Нестандартные размеры корпуса, высокая цена.
НАША СПРАВКА:
ЧТО И КАК ИЗМЕРЯЛИ?
Все купленные батареи, как всегда, приводим к «общему знаменателю», заряжаем до 100% заявленной емкости. Дальше начинаем игру на выбывание: при температуре минус 18°С поочередно нагружаем каждый образец током 480 А – единым для всех!
Десять секунд разряда, полминуты передышки, вновь разряд – и так до тех пор, пока батарея не «скиснет» (то есть пока напряжение на ее клеммах не упадет до 6 В). Это – реальные нагрузки, которые претерпевает батарея в руках владельца, чья машина упорно не заводится. Чем больше попыток пуска, тем, естественно, лучше.
Кроме того, провели аналогичные испытания при нагрузке заявленным током. У некоторых батарей он заметно выше и достигает аж 600 А. Что ж, назвался груздем…
Также согласно ГОСТ 959-2002 был измерен ток холодной прокрутки. Кроме того, контролировали резервную емкость – как при покупке, так и после тренировки, зарядный ток при 0°С и напряжении 14,42 В, а также массогабаритные характеристики.
Источник: WWW.ZR.RU — автомобильный журнал «За рулем».
Алексей #
А почему сравниваются батареи заведомо из разных линеек? Например BOSCH SILVER и VARTA BLUE. У Варты ведь тоже есть серия Сильвер, ей бы и тягаться с Бошем. Еще не известно, кто кого бы уделал. А могли бы наоборот, Варту Сильвер-динамик, а Бошик попроще… Что тогда?
Роман #
А мне очень понравилась Ваша статья! Я сам только начинающий водитель, но этого мне достаточно было понять, как выбирать аккумулятор. Спасибо большое за сравнения.
Сергей #
Молодцы, конечно… . Что не нравится, выводы делаются литтттературным языком вне всякой системы. Ну укажите вес для всех, а то, — самая тяжелая, самая легкая. И сделайте интегрированный показатель, типа кВт*ч на 1 кг снаряженной массы, или на 100 руб. стоимости. Ну вот те же «Звери» достали уже своей рекламой, самая тяжелая батарея мимикрирующаяся под 60-ку. MEDALIST PREMIUM BATTERY при таком весе ей бы 100 очков форы дал.
Теперь для Димы.
Дима, ты не прав. На заводе ставят аккумуляторы достаточные для функционирования агрегата, не побоимся этого громкого слова, а владельцу хочется эксклюзив, он любит своё ведро, или не ведро. Да и чем выше старт, тем увереннее пуск, батарея дольше проживёт.
ЮРИЙ #
Не знаю чё и как там проверяли))) но у меня ТОПЛА стоит с ней машину с Германии пригнали 5 лет назад, и до сих пор в любой мороз даже -30 заводит машину без проблем!!!
Сергей #
Дурная статья. Лучше бы поставили на замер долговечности. А чтобы до 3-х литров машину завести при -25 тока 480 А вполне хватает, главное чтобы емкость была достаточная и долговечность.
Алксандр #
Всех давно волновали не только енергетические х-ки стартерных батарей а и их долговечность. С приходом в автопром редукторных стартеров и систем впрыска топлива перегрузки АКБ при пуске ДВС стали значительно снижены,но долговечность не стала выше. Почему?….tl-1@mail.ru
1.Погоня за «Супер- Пусковым током.» (Плотность пришлось довести до 1,28) при этом не повышая коррозионную стойкость пластины….
Имея многолетний опыт обслуживания,продаж и проведения предварительной тех.экспертизы АКБ могу дать рекомендации по продлению срока службы АКБ в гаражных условиях(Производители не возмущайтесь!!!!!!!)
Сергей #
Александр, поделитесь пжста опытом как продлить срок службы.
Левитин Михаил #
Мне, как всегда, нравится деликатность авторов:»Производитель BOSCH, вероятно, BOSCH (Германия). Да нет у фирмы РОБЕРТ БОШ своего аккумуляторного завода, но есть 20% доли в Johnson Controls, и АКБ JC делает для него, и любой БОШ-точная копия соответствующей VARTA,
но последняя дешевле, не будучи так сильно отягощена «брэндовой составляющей». Хотя какой брэнд-«брэндовей» еще можно спорить- всё-таки первая в истории стартерная АКБ была-таки
VARTA!
Антон #
Медалистов (2 место) производят в Германии, это указано на голографической наклейке.
HG #
Дмитрий, не обижайтесь, но вы мне напоминаете персонажа из передачи «безУМно красивые» на МузТВ.
Дмитрий Л #
не понимаю, зачем проверять на количество пусков??? для завода авто достаточно одного хорошего пуска, если вы считаете тот или иной аккумулятор Г, проверьте лучше своё ведро. от его исправности зависит и работа аккумулятора и электрика, ставить надо то,что ставится на конвеере, на заводах не дураки сидят, например Аком на вазе, джи эме и других ставится, добротный акб. и ещё, если на русские машины поставить бош,варту, мутлу, то они умрут быстрее, чем на иномарке.а тот же аком на иномарке прослужит дольше, на уровне боша.
Vladimir #
Совершенно справедливо, Дмитрий Л.
Мне приходится использовать АКОМ в «нештатном» режиме — машина вообще-то нужна, но пользуюсь машиной очень редко — работа такая. Ничего не могу поделать. Первый год стояла зимой на морозе больше 1,5 месяца. На охранной сигнализации. Когда приехал в город, подхожу — машина «цик-цик» — сигнализация сигнализирует о полной ж-е. АКБ замерз. Думаю — полный п-ц. НО: не треснул корпус, разморозился постепено в квартире за два дня, напряжение где-то с 8 вольт (у меня хороший цифровой (немецкий) тестер — меряет всё) само выросло до 11,12 вольт, подключил зарядное (СОНАР УЗ. 201, производил Питер в 2002 году, как сейчас — не знаю) — помигал-помигал своими индикаторами (что он в это время делал — «тайна, покрытая мраком»), и начал заряжать. Сначала дал 5 ампер (это 0,01 С) т.е. зажглись все индикаторы, потом индикаторы постепенно гасли, и он снижал ток до 0,5 А — это у него программа такая. В результате, при подключенных клеммах З.У. стало 14, 2 В, при отсоединении З.У. было 13, 42 В, причем за все время зарядки не было повышения температуры электролита НИ НА ГРАДУС относительно температуры воздуха в комнате (означает минимальное выделение водорода, который успешно уходил через щели в оконной раме…).
После постановки аккумулятора на машину, при зарядке от генератора (проехал примерно 38 км), после извлечения ключа зажигания (цепь потребителей отключена) было напряжение 14,4 Вольта, а через 8 часов при включенной сигнализации (проверил) упало до 12,9 В, и сохранялось в этом режиме (с работающей сигнализацией) до 12, 25 В в течение 11 дней. Двигатель завелся «с пол-оборота», т.е. запасенной емкости вполне хватило.